Культура
13:3129 мая 2020

Без толп и дешёвых билетов: когда в Петербург вернутся концерты и фестивали

Пока одни сферы бизнеса готовятся вернуться к работе, сотрудникам event-индустрии пока сложно планировать своё возвращение. Рассказываем, когда мы вновь сможем побывать на выступлениях любимых артистов и в каком формате они будут проходить.
Фото: unsplash.com

Уничтожение индустрии

С конца марта российские регионы поочередно стали вводить запрет на массовые мероприятия, и, пожалуй, сильнее всего он ударил по event-индустрии. Несмотря на то, что пандемия затронула практически все сферы бизнеса, многим из них всё же удалось стерпеть удар. К примеру, когда кафе и ресторанам пришлось закрыться, часть заведений перепрофилировалась на доставку. Со сферами культуры такие фокусы не провернёшь, ведь они без зрителя просто не живут.

— Первые, кто пострадал — это мы, потому что, к примеру, в отели ещё люди ездили, а на концерты перестали ходить, — сетует глава медиахолдинга PMI и корпорации «Планета плюс» Евгений Финкельштейн. — В Петербурге сначала вступило в силу ограничение до тысячи людей, а что это такое? Наша компания не могла провести ни одного концерта.

Отмены мероприятий повлекли за собой огромные убытки, а денег стало не хватать даже на выплату зарплат. Так, с начала действия ограничений без работы остались 50% сотрудников «Кассир.ру». И это не предел — такая участь может ожидать ещё около 300 человек. По словам Финкельштейна, если раньше можно было сказать, что event-индустрия стоит на коленях, ожидая помощи от государства, сейчас она уже, отчаявшись, лежит, а когда поднимется, непонятно. Да, власти Петербурга реализуют программы по поддержке бизнеса, правда, на концерты и фестивали они не распространяются.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— На государственные театры деньги были выделены, а бизнесу, в котором работает огромное количество людей, средств не предоставили. В этом году практически не будет мероприятий, а значит, люди останутся без работы.

На финансовые потери, по словам арт-директора площадок Jagger, Well Company и «Альпенхаус» Артёма Долгих, крупнейшие участники концертной индустрии ответили массовыми сокращениями, которые достигают 50-70% персонала. При этом новые форматы вроде онлайн-концертов не особо помогают — на их организацию требуется гораздо меньше технических специалистов, а значит, их большая часть по-прежнему останется без заработка.

— Я работаю в сфере организации концертов с 2012 года, так что, прекрасно понимаю ситуацию, в которой оказались те, кто находится «за кулисами». Без работы остался технический персонал: звукорежиссёры, художники по свету, видеоинженеры, техники сцены, — сетует Артём Долгих. — А у многих, к слову, это высшее, профильное образование. Не забывайте и о ведущих, диджеях, разнообразных шоу-балетах, танцевальных коллективах. На сегодняшний день это колоссальные цифры как в каком-то отдельном городе, так и в целом по стране.

Пострадали и зрители, которые в свою очередь остались без фестивалей и концертов. Но что тогда делать с приобретёнными билетами? По закону люди имеют полное право сдать их и получить свои деньги обратно. Правда, такой сценарий, не только добьёт уже и так еле живую event-индустрию, но и уничтожит всех билетных операторов. Здесь, по мнению Финкельштейна, помогла бы ваучерная система, которая уже успешно реализована в сфере туризма.

— Я считаю, что билеты на перенесённые концерты должны быть действительны, а на отменённые концерты — заменяться ваучером. У нас почему-то эта система пока не работает, хотя в Прибалтике она уже реализована. Люди должны понимать, что это — форс-мажор, а не ситуация, когда кто-то кого-то пытался обмануть.

Без истинных ценителей

Но проблемы, как оказалось, не только в отсутствии финансов. Гораздо страшнее потерять последних ценителей живых выступлений, которых и так с каждым годом становится всё меньше.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

С началом пандемии миру пришлось на время уйти в онлайн, а у людей появилась возможность посещать концерты любимых исполнителей, не выходя из дома. Евгений Финкельштейн такой формат называет «первым шагом к резиновой женщине»: разве можно ощутить энергетику исполнителя, сидя перед экраном телефона, компьютера или телевизора?

— Современного человека и так мало интересует музыка: ему бы побольше лайков в соцсетях, да iPhone поновее, — уверен глава медиахолдинга PMI. — В прошлом веке концертная индустрия была очень успешной, но к 2000 году она стала умирать, и это была своего рода тенденция. Так что, нужно помогать этому рынку, чтобы его просто не потерять.

А президент компании NCA Михаил Шурыгин уверен, что новые формы искусства — это не замена, а самостоятельная сфера развлечений, которая обязательно займёт определённое место в жизни людей, а на время или навсегда — вопрос пока открытый. Концерты и фестивали однажды всё же вернутся в жизни россиян, однако, не исключено, что они их просто-напросто перестанут посещать.

Артём Долгих с ним не согласен: арт-директор уверен, что среди россиян найдутся ценители живых выступлений, которые с отменой ограничений первым делом отправятся покупать билет на какой-нибудь концерт.

— Мы обязательно вернёмся к нормальной концертной жизни. Может быть, сначала в масках и с соблюдением дистанции. Но это не помешает людям посещать выступления любимых артистов, ведь та энергетика, эмоции и чувства, которые зрители от них получают, невозможно передать с помощь просмотра трансляций, — считает Артём Долгих.

Маленькие залы, средний эшелон и дорогие билеты

Тем временем даты выступлений артистов продолжают двигать на неопределённый срок. По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, массовые мероприятия в России будут разрешены в самую последнюю очередь. Так что, если полный выход всех видов бизнеса в привычную форму существования запланирован на вторую половину 2021 года, то и концертов с фестивалями не стоит ждать раньше следующего лета.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— Мы не будем наверняка знать исхода ситуации до последнего. Сейчас мы ждём разрешения ситуации с первой волной, а потом поймём, как будет происходить вторая, — рассказал глава компании NCA.

При этом, по прогнозам Евгения Финкельштейна, надеяться на проведение концертов в этом году всё же можно, но давать их, скорее всего, будут недорогие артисты среднего эшелона. Про больших же звёзд в ближайшие несколько лет можно забыть. Дело в том, что организация мероприятия — достаточно трудоёмкий процесс, включающий в себя подготовку, рекламу, а также продажу билетов. Даже если концерты и фестивали разрешат проводить уже этим летом, их просто не успеют организовать должным образом.

К тому же продать билеты на первые мероприятия будет достаточно сложно: несмотря на падение доходов населения, цены на них будут только расти. И дело даже не в вездесущем коронавирусе.

— Гонорар иностранным артистам платят в долларах, и даже российские артисты, которые работают в рублёвой зоне, всё равно привязываются к валютному эквиваленту. Поэтому о дешёвых билетах можно просто забыть, — пояснил Евгений Финкельштейн.

Получается, что в ближайшем будущем концерты и фестивали станут настоящей роскошью, которую сможет себе позволить далеко не каждый. Организаторы, кстати, тоже могут столкнуться с рядом финансовых трудностей — привозить в Россию иностранных исполнителей им будет не по карману.

Тем не менее, компания NCA даже в период пандемии не прекращает вести переговоры с зарубежными артистами, предлагая им выступления в России в следующем году.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Всё будет складываться из нескольких факторов: открытия авиасообщения, возможности оформления визы, а также ограничительных мер. Опять же раньше следующего года вероятность концертов небольшая, потому что ни один из артистов не смог подтвердить чёткие условия, — рассказал Михаил Шурыгин.

Зрители на дистанции, артисты в масках

Ещё один важный вопрос, который волнует поклонников живой музыки: стоит ли ждать от концертов и фестивалей былого веселья. Евгений Финкельштейн уверен, что с окончанием пандемии люди забудут о той части своей жизни, когда приходилось носить маски и перчатки. А вот Михаил Шурыгин не исключает, что в будущем мероприятия в привычном для нас формате будут невозможны: зрителей попросят носить средства индивидуальной защиты, перед входом и выходом в зал их продезинфицируют, а артисты, выступающие на сцене в медицинских масках, перестанут кого-либо удивлять.

— Всё это, к нашему большому сожалению, не является олицетворением настоящей живой музыки. Это, в общем-то, нонсенс, и мы бы не хотели видеть будущее шоу-бизнеса таким.
КонцертыМузыка
Новости партнеров