В России 14 мая отмечается один из профессиональных праздников XXI века — День фрилансера. Фриланс предполагает проектную или временную работу на разных заказчиков, очень часто — в удалённом формате. А значит, в период пандемии именно фрилансеры должны были оказаться в выигрышном положении, ведь им не нужно было каждый день ходить на одну и ту же работу, а можно было искать заказы, не нарушая режима самоизоляции.
Реальность, конечно, несколько отличается от идеальных представлений о жизни фрилансера. Например, фотографы и операторы, работавшие на себя, остались без заказов на съёмки свадеб и концертов. Многие заказчики стали отказываться от услуг временных работников из-за недостатка средств. Тем не менее, у многих фрилансеров заказов только прибавилось.
В марте 2020 года Служба исследований HeadHunter провела опрос среди петербуржцев, находящихся в поисках работы. Согласно данным опроса, больше всего фрилансеров в нашем городе среди тех, кто занимается разными видами искусства, занят в сферах развлечений и масс-медиа. Таких «свободных художников», как выяснилось, в Петербурге почти половина от всех фрилансеров (если быть точнее — 49%).
Немало фрилансеров у нас и среди рекламщиков, специалистов в сфере маркетинга и PR (40% от всех петербуржцев, находящихся «на вольных хлебах»). Четверть фрилансеров — это репетиторы и другие работники науки и образования. У многих из них, как ни странно, во время самоизоляции работы не убавилось — дети продолжают заниматься удалённо. Чуть меньше, 23% самостоятельных петербуржцев, работают в IT.
Как отметила Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу, в наши дни на выбор человеком такого формата работы влияет, в первую очередь, развитие технологий:
— Разумеется, главную роль в этом самоопределении играет сфера деятельности, однако возможность работать самостоятельно, используя самые прогрессивные инструменты, добавляет фрилансу очков. Так происходит, например, со сферой HR, в которой сейчас автоматизируется множество рутинных процессов. HR-специалисты активно пользуются чат-ботами, внедряют ATS типа Talanix, осваивают рекламные возможности для поиска нужных кандидатов.
Способствует развитию фриланса и появление специализированных площадок для размещения и поиска заказов. Причём, если одни позволяют разместить практически любой заказ, то другие создаются специально под нужды профессионалов в определённой области — дизайне, копирайтинге, PR или других.
Впрочем, пока подавляющее большинство петербуржцев продолжает работать по найму. Согласно последним исследованиям HeadHunter, 74% жителей нашего города (из тех, что принимали участие в опросах) трудится в качестве наёмных работников, и только 17% занимается фрилансом. При этом, за прошедший год доля фрилансеров увеличилась лишь на 1%, а вот количество офисных работников сократилось на 6%.
Один процент — величина достаточно малая, чтобы можно было списать её на статистическую погрешность. Тем не менее, эксперт в сфере занятости считает, что это не так. По словам Ирины Жильниковой, есть множество свидетельств того, что фриланс набирает популярность и в России, и во всём остальном мире. Другое дело, что за рубежом во многих странах эта практика давно известна и привычна, в то время как для нашей страны самозанятость всё ещё остаётся «незнакомым заморским зверем».
— Кроме того, очевидно, что эта карьерная траектория подходит далеко не каждому. Если в сферах ИТ, маркетинга, искусства, дизайна, юриспруденции, в индустрии красоты и других, подобных им, фриланс стал таким же традиционным форматом занятости, как и наёмная работа, то в секторах производства, строительства, фармацевтики, добычи сырья и прочих этот подход к работе вряд ли применим — отмечает эксперт HeadHunter.
Тем не менее, люди медленно, но верно переходят на «удалёнку». В период с 1 марта по 13 мая количество резюме с пометкой «готов к удалённой работе» выросло на hh.ru по Петербургу на 57%. В целом по России рост чуть ниже, но тоже значительный — 25%.
Конечно, не все «удалёнщики» — фрилансеры, но они являются представителями того же нового современного пласта «работников XXI века». Чаще всего удалённо работают представители IT-индустрии, очень любят такую работу также студенты, представители рекламы и PR, административного персонала, а также искусства и масс-медиа. Нередко удалённо работают бухгалтеры — многие компании отдают подсчёт финансов на аутсорс.
Сейчас фрилансеры в России зарабатывают в среднем значительно меньше, чем те, кто трудится по найму. Разумеется, из этого правила есть исключения, но доход большинства фрилансеров невелик — четверть из них зарабатывает менее 15 тысяч рублей в месяц. Среди наёмных работников такой уровень дохода есть лишь у 8% (по данным hh.ru).
— Большую роль в формировании итогового дохода фрилансера играет не только его сфера деятельности, но и уровень мастерства, компетенции, интенсивность работы, то есть переменных очень много, — подчёркивает Ирина Жильникова. — Пока самой высокодоходной на рынке труда остается сфера IT, которая включает в себя целое семейство цифровых профессий, от программистов, разработчиков, Data Scientists, графических, UX-, 3D-дизайнеров до HTML-верстальщиков, тестировщиков и т. д. Удалённо могут работать почти все специалисты сферы диджитал-маркетинга: SMM-менеджеры, email-маркетологи, SEO-специалисты, контент-менеджеры, трафик-менеджерыю Заработок представителей этих профессий тоже растёт вместе с увеличением спроса — бизнес массово переходит в онлайн.
Многие до наступления пандемии переходили на фриланс, чтобы иметь возможность путешествовать без отрыва от работы, быть мобильнее и свободней. Но не все фрилансеры уходят «на вольные хлеба» ради свободы перемещений. Кто-то знает, что может быть продуктивней, работая в одиночку — тогда как в офисе он «тянет» на себе весь отдел, другие просто мечтают заняться творчеством, третьи хотят уделять больше времени семье. Поэтому, если вы задумались о переходе на фриланс, для начала задайте себе главный вопрос: для чего вам это?
— Нужно определиться с целью: «Я хочу перейти на фриланс, чтобы что?». И варианты ответов могут быть очень разными. Кто-то хочет увеличить доход, кто-то — работать на себя, для кого-то важен баланс работы и личной жизни. От этих вводных и нужно отталкиваться — подчёркивает Ирина Жильникова. — Во-вторых, важно просчитать потенциальный доход, потому что в финансовом вопросе несовпадение ожиданий и реальности наиболее вероятно. Например, если вы рассчитываете на доход от 70 000 рублей в месяц и планируете заняться копирайтингом, но стоимость хорошего материала, на который может уйти не один день, в среднем составляет 4000 рублей, очевидно, что вы должны найти, как минимум, 18 потенциальных проектов.
После постановки цели и определения возможного дохода необходимо проанализировать рынок. Где искать заказчиков? Как найти подходящих, на каких площадках и биржах? Или вам больше подойдут соцсети? А может, стоит прошерстить официальные сайты подходящих компаний и написать им напрямую?
— Без проработанной стратегии поиска и привлечения клиентов действовать спонтанно в текущих условиях неопределённости весьма рискованно, поэтому, если есть возможность первое время совмещать основную работу и фриланс, возможно, стоит использовать эту возможность для адаптации, — рекомендует эксперт.