В рационе россиян сладостей с каждым годом становится в среднем на 1-3% больше — такие данные приводит Ассоциация предприятий промышленной торговли. При этом остановить рост не способен даже вездесущий коронавирус, который, к слову, уже прошёлся чуть ли не по всем отраслям экономики.
— Продажи конфет и шоколада в магазинах «Пятёрочка» в среднем выросли на 15% в период пандемии. Горожане в основном выбирают шоколад с орехами, — отметила председатель комитета по торговле Ольга Волкова.
Жители Северной столицы всегда были избалованы шоколадом. Неудивительно, ведь на территории города ещё с середины ХХ века располагались крупные кондитерские фабрики, снабжавшие конфетами весь СССР. Часть из них, правда, сейчас уже закрыта, а на смену им пришли новые компании, но меньше любить сладости горожане от этого не стали, вот только их вкусы за это время немного изменились.
По словам маркетолога Елены Пономарёвой, раньше горожане покупали шоколад по двум причинам. Во-первых, он считался некой дорогой валютой, которой можно отблагодарить, скажем, хорошего врача или достойного учителя.
Во-вторых, килограммами его никто не ел — плитка хорошего шоколада, как правило, подавалась гостям к чаю. То ли дело сейчас: как только человека настигает плохое настроение, он тут же идёт в магазин за упаковкой «антидепрессанта», а то и двумя, при этом не важно, качественный он будет или нет.
— Сейчас рынок делится на три сегмента: дешёвый, качественный и нишевый или элитный, — рассказала Елена. — Почему так произошло? Просто со временем, благодаря близкому расположению Финляндии, в Петербург стали привозить всё больше шоколада из-за границы. В России также появился микробизнес, потому что его содержание выгодно. Распробовав все предложения на рынке, петербуржцы стали выбирать свой шоколад среди многообразия.
И выбор в большинстве случаев падает на продукцию эконом сегмента, то есть сладости не дороже 50 рублей. По крайней мере, так считает Андрей Шарков — директор компании ShokoBox, с 2013 года специализирующейся на среднем и премиум категориях шоколада. По его словам, современный покупатель не прихотлив, а значит, и разницу между качественным и низкосортным шоколадом едва замечает.
— Люди руководствуются привычками, которые сформированы на некачественном сырье. Поэтому дорогая продукция и нестандартная рецептура их не интересует, — отметил эксперт.
Каждый сезон ShokoBox открывает розничные точки в петербургских торговых центрах и предлагает горожанам попробовать натуральной шоколад с необычными добавками: фруктами, специями, чаем матча, фукусом и ламинарией. Правда, людей нестандартные сладости, как правило, не сильно впечатляют, а после дегустации в их лице появляется какое-то недоверие.
— Они говорят, что нам есть, куда стремиться, а до настоящего традиционного ленинградского шоколада ещё далеко. Мы уже устали объяснять, что шоколад, о котором они рассказывают, уже давно не ленинградский, а его рецептура меняется каждые пять лет, — рассказал Андрей Шарков.
Получается, что петербуржцев старше 50 лет качественным шоколадом не удивишь. Они остаются верны традициям, не замечая изменений в составе — упаковка ведь та же. А вот для людей младше 35 лет вкус изделия и его оформление всё же играют роль.
— Молодой потребитель выбирает инновационную рецептуру. Его постоянно нужно чем-то удивлять. Но в Петербурге, конечно, больше тех, кто отдаёт предпочтение не вкусовым качествам, а привычкам.
За сладостями петербуржцы, как правило, отправляются в ближайшие магазины, тем более, по словам экспертов «Роскачества», на прилавках торговых сетей сегодня представлена шоколадная продукция высокого качества.
— Исследование молочного шоколада показало, что 21 из 37 исследованных торговых марок соответствует обязательным требованиям по безопасности, — пояснила представитель «Роскачества» Наталья Петроченкова.
То, что сладости популярных брендов не навредят здоровью потребителей, понятно. А вот за качество кондитерских изделий всё-таки отвечает ГОСТ, правда, и он не гарантирует, что в руках покупателя окажется действительно хороший шоколад.
— Есть один нюанс: то, что раньше шоколадом не имело право называться, сейчас называется и, причём, по ГОСТу. Если вы прочитаете классический ГОСТ, то увидите, что он разработан при участии компаний, которые делят рынок, — отметил Андрей Шарков.
Так, в одной плитке шоколада должно быть не менее 25% какао-продуктов. Производители правилом не пренебрегают, вот только немного путают неразборчивых покупателей, указывая процент какао-порошка, что показателем качества продукта назвать трудно.
— Помимо порошка в шоколаде ещё используется какао-масло — самый дорогой ингредиент, килограмм которого в среднем стоит 1000 рублей. Если совместно с какао-маслом используются другие растительные эквиваленты, то эти показатели влияют на общее качество. Здесь мы видим жёсткую манипуляцию: гибрид масла и шоколада добавляется и указывается по ГОСТу. Однако 20 лет назад это бы назвали «кондитерской плиткой», — заметил Андрей Шарков.
Большинству производителей изначально приходит качественная бельгийская рецептура, а далее он решает сам: мешать её с чем-то или нет. И чаще всего он придерживается первого варианта, ведь разницу мало кто заметит.
Кстати, о качестве шоколада можно судить по цене. Дело в том, что одна плитка не может стоить ниже 60-70 рублей.
— Стоимость хорошего продукта всегда ближе к 100 рублям. Чтобы вы понимали, минимальная цена сырья в натуральном какао-масле в закупке — 350 рублей. Получается, что плитка шоколада без упаковки, налога и прочих нюансов стоит 35 рублей, а на выходе со всеми составляющими получается 60-70 рублей, — пояснил Андрей Шарков.
Кстати, не исключено, что в ближайшее время петербуржцы смогут найти на прилавках магазинов кондитерские изделия среднего сегмента по более привлекательной цене, если, конечно, они вообще не пропадут. Коронавирус подкорректировал содержание потребительской корзины горожан, вынудив их оставить в ней только необходимое. Поэтому спрос на продукцию средней категории, который и до пандемии не был высоким, упал ещё ниже.
— Он будет долго восстанавливаться, потому что шоколад среднего сегмента покупается тогда, когда все остальные вопросы закрыты. Так что, все производители будут уходить в эконом сегмент массового пользования, — пояснил Андрей Шарков.
А вот люксовую продукцию изменения доходов горожан никак не затронут — у этой категории сладостей свои покупатели, которые ценят шоколад, разбираются в его качестве и готовы отдавать за него любые деньги.