О том, что транспортная реформа в Северной столице не будет запущена с 15 июля этого года, стало понятно в марте, когда Смольный не объявил аукционы для перевозчиков для работы по новой схеме, подразумевавшей ликвидации городских маршруток и переход на единый тариф с использованием городских социальных льгот для населения. При этом 24 марта на сайте «Организатора перевозок» (оператор реформы) появилось загадочное сообщение, изначально посвящённое итогам работы организации. Однако в тексте был упомянут перенос сроков внедрения «новой транспортной модели». Тогда прокомментировать такие заявления на предприятии не смогли. Зато во вторник, 28 апреля, вице-губернатор по транспортно-инвестиционному блоку Максим Соколов официально признал: отказ от транспортной реформы — это вынужденная мера.
Как подчеркнул Максим Соколов, причины отказа города от транспортной реформы сейчас более, чем очевидны.
— К сожалению, сильно нам подпортил все планы коронавирус, пандемия. И, соответственно, по решению правительства мы сформировали резервный фонд для борьбы с вирусом и направили все ресурсы, в первую очередь, финансовые на самые актуальные задачи и проблемы, — в частности, сказал он.
Напомним, ранее только в этом году из городского бюджета на реформу планировалось израсходовать более 10 млрд рублей.
Между тем, в начале апреля губернатор Петербурга Александр Беглов рассказал о том, что лечение человека с лёгкой формой заболевания COVID-19 обходится 24 тысячи рублей, со средней — 125 тысяч рублей, с тяжёлой — до 500 тысяч рублей и более. И, естественно, эти деньги расходуются из городской казны.
Максим Соколов добавил также, что отказ от реформы связан и с возможными проблемами при закупке перевозчиками нового подвижного состава. Не секрет, что работа многих предприятий сейчас осуществляется по сокращённому режиму. Между тем, только автобусов большой вместимости к лету надо было закупить почти 2000 единиц. Очевидны и финансовые проблемы самих перевозчиков в условиях стремительного падения пассажиропотока. Так, для наземного транспорта этот показатель составил 83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
— Это вынужденная мера, надеюсь, все с пониманием к этому отнесутся. Новую транспортную модель мы откладываем на будущее, насколько далёкое — это покажет та финансовая ситуация, которая будет с бюджетным финансированием, состоянием всех участников отрасли и производителей подвижного состава, дорожных компаний, так как этот вопрос связан ещё с установкой павильонов и разметкой улично-дорожной сети и строительством новых полос для выделенного движения, — пояснил он.
Как подчеркнул Максим Соколов, в связи с этим принято решение о продлении договоров с коммерческими перевозчиками ориентировочно на двухлетний период, при этом в настоящее время рассматриваются возможности поддержки перевозчиков. Впрочем, о каких конкретно мерах идёт речь, чиновник пока не сообщил, но зато успокоил: никто об увеличении платы за проезд в маршрутках речи не ведёт.
Как сообщили кратко в пресс-службе правительства Ленобласти, между 47-м регионом и Петербургом существует сейчас 142 смежных межрегиональных маршрута. Соответственно, они с учётом решения города продолжат работу.
Гендиректор АО «Третий парк» Кирилл Дьяковский называет решение об отмене реформы позитивным моментом для отрасли, у которой ещё есть, чего спасать.
— Теперь помощь нам могут предоставить кредитные организации. Хотя в целом масштаб трагедии гораздо больший. На нашем предприятии никого не увольняли, мы держим людей и подвижной состав, чтобы он смог выйти, — поясняет он.
С тем, что у перевозчиков пока есть активы, которые надо сохранить, согласен эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников. Речь идёт, прежде всего, о технике, которую пока не начали распродавать.
По словам эксперта, в решении об отмене реформы есть как положительные, так и отрицательные моменты. Среди «плюсов» — это несомненное облегчение положения перевозчиков. Однако отрасль является одной из наиболее пострадавших от пандемии, здесь требуется господдержка в виде льгот по налогам, арендной плате, возможно, прямых выплат. К «минусам» можно отнести то, что в условиях сложившегося низкого пассажирского трафика можно было бы идеально «обкатать» модель.
— Также надо понимать, что пандемия рано или поздно закончится. При этом коммерческие перевозки — эта та отрасль, которая всегда будет востребована, а её доходы быстро восполнятся после снятия карантина в отличие от многих других сфер, — поясняет Илья Резников.
Однако эксперт готов признать: в условиях пандемии, очевидно, что деньги нужны, в первую очередь, на борьбу с коронавирусом.
В свою очередь, Максим Соколов готов признать: падение пассажиропотока ещё сильно скажется как на городском, так и коммерческом транспорте.