Прямой эфир

Интересные факты о Русском музее: от неукротимой страсти императора до блокадной смекалки

Маргарита Звягинцева
25 апреля 2020, 16:15
Сегодня главный музей русского искусства в стране отмечает юбилей — 125 лет со дня своего основания. Вспомним самые интересные факты о Русском музее вместе.
Фото: пресс-служба комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга

В память о страстном коллекционере

Ровно 125 лет назад, 14 апреля 1895 года, император Николай II издал указ об учреждении первого в стране музея русского искусства. Согласно документу, музей получил имя отца самодержца — Александра III. И не спроста: именно царь-Миротворец впервые высказал идею о создании в России подобного храма искусства. Но при жизни осуществить эту мечту он так и не смог.

Тем не менее, вклад отца Николая II в дело основания Русского музея можно считать очень серьёзным: именно его коллекция легла в основу собрания, которое стало быстро расти и расширяться. Сам Александр был страстным коллекционером, ничуть не уступавшим в своём увлечении Екатерине II. Он приобретал не только ценнейшие картины, но также графику, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.

Император Александр III/ Фото: Scherl/ globallookpress.com
Император Александр III/ Фото: Scherl/ globallookpress.com

Со временем коллекция Александра III попросту перестала помещаться в Зимнем дворце. Купленными им произведениями искусства был заполнен Гатчинский дворец — практически до отказа, размещались они и в галереях Аничкова дворца и в других императорских резиденциях. После смерти отца Николай II передал всю его коллекцию Русскому музею, разместившемуся в Михайловском дворце. В первые годы своего существования в музее можно было увидеть 1880 произведений искусства. Сегодня же музейная коллекция насчитывает около 400 000 экспонатов.

Искусство в блокадное время

Одно из самых страшных испытаний в истории Петербурга — блокаду — Русский музей пережил особенно стойко. Музейные сотрудники смогли сохранить практически всю коллекцию, хотя стоило это просто нечеловеческих усилий. В первую же неделю войны музей был закрыт, а работники начали снимать, упаковывать, эвакуировать, прятать и маскировать сокровища искусства.

За эту неделю было подготовлено к эвакуации 7500 картин. Но не всё можно было вот так легко вынуть из рамы и упаковать в холст. Среди драгоценностей музея были и гиганты, занимавшие едва ли не целую комнату: например, «Последний день Помпеи» Брюллова и «Заседание Государственного совета» Репина. Таких картин было около шести десятков. Их наматывали на огромные валы, после чего зашивали в холст и упаковывали в исполинские коробки.

Фото: официальное сообщество Русского музея в vk.com
Фото: официальное сообщество Русского музея в vk.com

Скульптуры прятали в подвале, но кое-что спустить туда было невозможно. Например, композиция Франческо Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» весит около десяти тонн. Её решено было закопать в Михайловском саду, а сверху разбить красивую клумбу. Ещё более креативно поступили работники музея с конной статуей Александра III. Его и закопать было невозможно, так что было принято решение замаскировать скульптуру под курган. Его обшили досками, навалили на него брёвен, накидали песка, засыпали землёй, а сверху... Посеяли овёс. Интересно, что в 1941 году в курган угодила фугасная бомба, но скульптура оказалась столь надёжно укрыта, что взрыв не причинил ей никакого вреда.

Королевство дворцов и садов

— Дворцов больше не предлагать! — в шутку заявил на пресс-конференции в феврале 2020 года директор Русского музея Владимир Гусев. И не спроста.

Действительно, за 125 лет своего существования петербургский музей разросся просто невероятно. Если изначально он занимал лишь один дворец, Михайловский, то сегодня его изящные владения насчитывают уже пять больших роскошных исторических зданий. Помимо главного здания с корпусом Бенуа, под «знаменем» Русского музея находятся также Инженерный замок, Мраморный дворец, Строгановский Дворец и Летний дворец Петра I.

Но это — только основные здания. Музею принадлежит также целый ряд садов: Летний, Михайловский и сад Инженерного замка. А ещё множество строений поменьше, но также имеющих большую историческую и культурную значимость.

Михайловский (Инженерный) замок/ Фото: Serguei Fomine/ globallookpress.com
Михайловский (Инженерный) замок/ Фото: Serguei Fomine/ globallookpress.com

Прочие дворцы были переданы Русскому музею не так давно: например, Строгановский — в 1988 году, Инженерный и Мароморный — в 1991 году. А Летний сад стал частью обширного комплекса только в 2002 году. Но невероятные изменения, которые произошли за эти годы, видим мы все. Летний сад пережил невероятную трансформацию, превратившись из довольно запущенного парка в роскошный, поистине царский уголок в античном стиле. Если изначально у музея было лишь три гектара зелёной территории, то сейчас — больше 30. Год за годом ведутся реставрационные работы и во всех исторических зданиях.

Век виртуальной реальности

Несмотря на обширную «физическую» географию, Русский музей исключительно широко представлен и виртуально. На сегодняшний день он имеет более 200 виртуальных филиалов по всему миру. С 2003 года развивается проект «Виртуальный Русский музей», в котором отражена его разнообразная деятельность в области цифровых технологий.

На соответствующем портале можно совершить виртуальную прогулку по залам музея, посмотреть конкретные коллекции, послушать онлайн интересные лекции экспертов по искусству и узнать новости о других современных проектах музея. Необходимость самоизоляции из-за угрозы вируса COVID-19 заставила администрацию отменить масштабное празднование 125-летия Русского музея — но зато острая необходимость полного перехода в Интернет дала стимул к развитию новых онлайн-проектов.

Вот и свой юбилей сокровищница русского искусства отмечает онлайн. Музей подготовил собственную трансляцию, на которой оживил самые разные картины из своих коллекций с помощью цифровых технологий и музыки. Кроме того, Русский музей регулярно проводит различные флешмобы и конкурсы, о которых можно узнать из соцсетей.