Законодателем моды в этом сезоне выступает коронавирус. Помимо повального ношения масок, он заставляет женщин ходить с некрашеными волосами, пытаться снять гель-лак в домашних условиях и обходиться без посещения салонов. Парикмахерские и кабинеты косметологов закрыты до 30 апреля — бьюти-бизнес на самоизоляции, терпит огромные убытки и пытается выжить, как многие другие сферы предпринимательской деятельности.
Психологи отмечают, что люди, массово перешедшие на удалённую работу, начинают банально меньше за собой следить. Реже принимают душ, моют голову и уж, конечно, не так часто делают макияж и укладку. Значит ли это, что мир после пандемии будет лишён уже привычного нам блеска? Неужели мы привыкнем к отсутствию косметики и домашним процедурам, а салоны красоты — те, что переживут карантин — просто не наберут новых клиентов? Давайте разберёмся.
Конечно, бесконечное сидение дома снижает потребности в помаде. Но если зайти на страницы крупных салонов в соцсетях, мы обнаружим там удивительную активность. Smm-менеджеры не забывают постить видео с мастер-классами и полезными статьями, но самое главное — в бесконечных комментариях мы видим, как женщины жалуются на «отросшие корни» и едва ли не каждый день интересуются, как скоро откроется их любимый салон.
Помимо поддержки активности и общения в соцсетях, многие крупные салоны стараются удержать клиентов и другими способами. В отличие от ресторанов, парикмахерские не могут предоставлять свои услуги с доставкой… Но могут доставлять совсем отчаявшимся клиентам профессиональную косметику на дом. К примеру, одна из довольно дорогих петербургских сетей предлагает женщинам на карантине приобрести самые необходимые в этот период вещи: средства для самостоятельного снятия гель-лака, оттеночный спрей для корней волос, увлажняющие маски для лица и так далее.
Мировые эксперты утверждают, что постоянное сидение дома может вызвать всплеск потребности в средствах по уходу за кожей — ведь сухой воздух, выхолощенный батареей центрального отопления, недостаток физической активности и прогулок, а также постоянное ношение маски будут губительно влиять на кожу лица. Так что не всё так плохо — по крайней мере, у производителей ухаживающей косметики.
Но петербургские салоны и отдельные мастера, работающие «по-белому», переживают тяжёлые времена.
— Я уже месяц не работаю, потому что это небезопасно. Не хочется подвергать опасности здоровье людей, да и своё тоже. Аренда кабинета, месячный доход — всё это убытки, — поделилась Анастасия Панёва, мастер маникюра. Девушка работает в бизнес-центре, где арендует помещение под кабинет. Договориться с арендодателями об отсрочке оплаты она пыталась — но те пока даже не отвечают на запросы.
Настя не записывает новых клиентов, так как не знает, когда же всё это на самом деле кончится. А вот многие петербургские салоны ведут запись постоянных посетителей на май — так они поддерживают связь и обеспечивают себе приток работы после карантина.
А вот кто не боится сейчас работать — так это мастера-надомники. Конечно, не все — кто-то честно уходит на карантин. Но в Петербурге автор материала наткнулся на несколько групп, предлагающих услуги парикмахеров и мастеров маникюра с выездом на дом. Мастер Елена подтвердила, что может подъехать в любой район города прямо к вам в квартиру. Однако, узнав о том, что её беспокоит журналист, вдруг заявила:
— На самом деле, я уже отошла от дел!
Но профильные группы в соцсетях — например, «Злой мастер маникюра» во «ВКонтакте» — пестрят заявлениями мастеров-надомников о том, что клиентов не нужно спускать с крючка, а платить кредиты и ипотеки всё равно приходится. А значит, работа продолжается… Впрочем, с такими энтузиастами дискутируют более осторожные мастера, отмечая, что реальную опасность заражения никто не отменял.
На помощь женщинам, не рискующим идти к мастерам-надомникам, хочет прийти правительство Ленобласти. Как заявил Дмитрий Ялов, зампредседателя регионального правительства, на следующей неделе в населённых пунктах, меньше всего подвергшихся заражению, могут открыть салоны красоты. В отличие от Петербурга, область пострадала меньше: если в городе утром 22 апреля было 1926 заражённых коронавирусом, то по всей Ленобласти — только 513.
Как же на самом деле изменится индустрия красоты и наше к ней отношение, когда эпидемия закончится и жизнь начнёт возвращаться в привычное русло? Все мы давно понимаем, что одномоментного возвращения к прекрасным временам «до» не будет — отката в самых разных сферах нашей жизни не избежать.
Историк моды и телеведущий Александр Васильев заявил недавно, что после эпидемии коронавируса нас ждёт спад спроса на силиконовые губы. По его мнению, люди будут просто бояться ходить по салонам и доверять своё лицо, своё тело для небезопасных манипуляций посторонним людям. И это логично.
О том, прав ли эксперт в модных вопросах в данном случае, мы решили спросить у реального специалиста — врача-психотерапевта, кандидата медицинских наук Дмитрия Ковпака. Наш эксперт специализируется как раз на таких проблемах, как страхи, тревоги, фобии и депрессии. Без которых в пост-пандемическом мире, к сожалению, не обойдётся.
Как отметил психотерапевт, в данном случае будут действовать два разнонаправленных фактора:
— Первый фактор — фактор страха. Долгое время люди, не видя вируса, считали, что его нет. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится: пока это не пришло в нашу страну, это было где-то далеко и несерьёзно. Если этого нет рядом, то этого как бы и не существует. Это типичное когнитивное искажение, типичная ошибка обывателя. Но на фоне такого отрицания как механизма защиты более тяжёлым будет удар, когда «снаряды будут рваться рядом», когда люди начинают понимать, что в нашем городе есть заболевшие, что в нашей стране идёт лавинообразный рост и так далее.
Если любые сообщения средств массовой информации люди вполне могут игнорировать как «виртуальный информационный шум», то с тем же успехом игнорировать происходящее, когда оно начинает затрагивать знакомых и близких, уже не получится. И тем сильнее будет удар осознания.
— У человека быстро разовьётся острый стресс, потом — посттравматическое стрессовое расстройство, — рассказывает психотерапевт. — И вот оно будет приводить к тому, что, обжёгшись на молоке, будут дуть на воду. Страх будет сопровождаться генерализованной тревогой и охранительным поведением, когда человек, уже испугавшись, будет стараться минимизировать свою деятельность, минимизировать контакты. И это коснётся любых контактов, в том числе и с салонами красоты, соляриями и любой частью индустрии красоты.
Конечно, сильнее всего этот страх будет выражен у тех, кто столкнулся с болезнью лично. Их Дмитрий Ковпак сравнил с людьми, пережившими аварию. Пострадавшие, как правило, ещё долго испытывают сомнения и опасения — пока не пройдёт определённое количество времени. Врач подчеркнул, что генерализация вызовет всплеск страха, который будет связан не только с бьюти-индустрией. Горожане будут долгое время бояться ходить и в торговые центры, и к стоматологу, и даже в поликлинику, не говоря уже о салонах красоты.
Любая волна страха всё же спадает — так будет и в данном случае. И если сначала после пандемии салоны ждёт спад, то позже многим стоит подготовиться к наплыву клиентов.
— Постепенно всё это развеется, потому что есть второй фактор. Это как раз депрессия, которая будет связана с достаточно длительным режимом изоляции и отсутствием социальных контактов. Человек — существо социальное, ему скоро захочется быть в более хорошей форме. Поэтому салонам красоты нужно подготовиться к тому, что будет обратная волна — приток людей, тех, кто не стригся достаточно давно, кто не следил за собой и был в одомашненном, одичавшем состоянии. Им, наоборот, захочется показать себя с лучшей стороны, — рассказал Дмитрий Ковпак. — Поэтому здесь будут качели. Ситуация будет зависеть от количества пострадавших, заболевших, умерших в каждом конкретном регионе.
Потребность людей выглядеть красиво, подавать себя с лучшей стороны никуда не денется, отметил эксперт. И не только в бизнес-сферах — это нужно просто для того, чтобы радовать себя:
— У человека будет мало поводов для радости, наоборот, будет очень угнетённое состояние. И как раз причёска, внешний вид, нарядность будут лекарством для очень многих людей, неким глотком свежего воздуха.
Конечно, в ближайшие недели и даже месяцы нас ждёт довольно драматический период, считает Дмитрий Ковпак. Многие будут подавлены, люди начнут замыкаться в себе, изолироваться не только физически, но и эмоционально. У тех, кто столкнётся с болезнью лично, может остаться тяжёлая психотравма, рассказал психотерапевт. Эта психотравма будет приводить к фобическим реакциям — и народ начнёт, как мы уже говорили, избегать любых визитов и контактов.
— Но у людей будет копиться потребность, и она будет переходить из количества в качество, — уверен специалист. — И будут очереди, как мы видим сейчас в Италии, когда мастера имеют запись с 8 утра до 10 вечера битком.
В тяжёлых ситуациях мы стремимся только выжить, но жизнь без радости и красоты становится пустой и пресной. Поэтому салонам красоты и мастерам, честно соблюдающим самоизоляцию, нужно набраться терпения и постараться удержаться на плаву — чтобы потом, когда страхи начнут уходить, снова радовать петербуржцев, делая их красивыми.