— Масок нет, — отрезает фармацевт в аптеке. — И не будет. И у поставщиков нет. Говорят, скоро и нам самим выдавать не будут, не только на продажу.
Приходится грустно кивать, прощаться и идти дальше в паломничество по аптекам. Но везде у фармацевтов один ответ: нет, поставок нет, простите. А ведь на посетителей без маски сегодня косо смотрят во многих магазинах. Например, продуктовая сеть «Вкусвилл» пыталась ввести обязательное правило, согласно которому посещать гастроном можно только при наличии на лице «спецзащиты». Требование не вполне законное, и покупатели справедливо возмущались — на что несчастные продавцы предлагали «натянуть шарфик повыше».
Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что носить медицинскую маску необходимо только собственно больным коронавирусом и тем, кто ощущает похожие симптомы — дабы избежать заражения окружающих, а также медработникам и близким заболевших. Аналогичные рекомендации публиковал и отечественный Роспотребнадзор. Но в мире, тем не менее, до сих пор нет единого мнения на этот счёт.
Биологи и медики разводят руками: обычная маска защитит лишь от крупных капель слизи в случае, если заражённый чихнул вам прямо на лицо. Впрочем, и тут защита далека о стопроцентной, ведь глаза остаются открытыми. А вот здоровым людям врачи рекомендуют ходить по улице без маски — свежий воздух в данном случае будет намного полезней.
Как бы то ни было, от нового тренда нам не уйти. Маски прочно вошли в нашу повседневную жизнь, и их исчезновение из аптек моментально подстегнуло не только текстильный бизнес, но и всех предприимчивых людей в стране. Пока фармацевт разводит руками и грустно вздыхает, продавец магазина хозтоваров в двух шагах от этой же аптеки предлагает пачку стильных одноразовых масок чёрного цвета «всего по 650 рублей за 10 штук». Если учесть, что одноразовые маски необходимо менять каждые два часа, выходит весьма недёшево...
Маски, настоящие медицинские и просто стильные аксессуары-«намордники», продают сейчас все. Ещё 29 марта модный дом Chanel анонсировал производство масок под собственным брендом. А маски от итальянского бренда Fendi раскупили на родине этого модного дома ещё в начале эпидемии. И это — несмотря на стоимость такого аксессуара, близкую к 200 евро.
При наличии денег и желания сейчас можно приобрести маску и от Gucci — правда, защиту от COVID-19 ни цена аксессуара, ни его стоимость не гарантируют. А на Неделе моды в Париже, прошедшей в конце февраля, французский бренд Marine Serre выпустил своих моделей на подиум в масках-респираторах в тон костюмам.
Менее известные бренды одежды и аксессуаров, в том числе российские, быстро и с радостью подхватили этот тренд. Сейчас можно купить упаковку из 50 одноразовых медицинских масок в магазине косметики и хозтоваров за 2500 рублей — и, в то же время, за 600—1500 рублей можно приобрести стильную многоразовую маску с модным принтом. Закон рынка действует безотказно: есть спрос — будет и предложение.
В Петербурге модные маски-респираторы продают и отечественные бренды, от тех, что недавно шили только смешные носки, до законодателей молодёжной моды средней ценовой категории. Онлайн-магазины предлагают маски с любыми рисунками — можно с котиком, можно с цветочками, можно со знаком биологической опасности. «Актуальный аксессуар» обещают в подарок при покупке одежды и обуви... И это — только верхушки айсберга.
На стенах домов и асфальте в городе и Ленобласти уже несколько недель красуется незаконная реклама. Но если раньше так рекламировали «отдых для взрослых», то теперь предлагают заказать текстильные маски «собственного пошива». В соцсетях рекламируют «антикоронавирусные наборы с бесконтактной доставкой»: при заказе вам привезут стильную коробочку с масками, перчатками, антисептиками, стильными тёмными очками и наклеечками «на злобу дня».
А онлайн-магазины подстёгивают покупателей, сообщая, что «масок осталось строго ограниченное количество — платите скорее»! Но баланс спроса и предложения, повторимся, никто не отменял...
Острая нужда народа в масках отразилась и на сфере услуг. Компаниям предлагают теперь не только брендированные кружки и блокноты, но и «современные аксессуары с вашим логотипом». Интересно, что спрятаться за продажей масок первое время пытались и небольшие магазины одежды — но не вышло.
Санитайзеры, дезинфицирующее гели для руки и спреи для уборки тоже надолго обустроились на полках магазинов и аптек. Но геля и мыла хватает далеко не всем. Для более беспокойных граждан в моду постепенно входит не новая, но актуальная услуга — дезинфекция жилых помещений.
Объявления с предложениями продезинфицировать ваше жилище появляются на всех углах многоквартирных домов, а на популярном сайте-витрине Avito посты от дезинфекторов публикуются едва ли не каждый час. «Дезинфекцию от вирусов» обещают провести и на складе, и в квартире, и в офисе, и в парадной. Можно выбрать озон, горячий или холодный туман — всё, что пожелаете. Помещение до 50 кв. м можно обработать в среднем за 3000-4000 рублей.
Аналогичная услуга становится очень популярна и среди автолюбителей — за определённую сумму салон вашей «ласточки» продезинфицируют «от и до». Борьба с бактериями и вирусами стоит около 1500 рублей — но всё, конечно, зависит от района, ваших желаний и возможностей.
Сложившаяся ситуация побуждает продавцов всего и вся обещать покупателям «дезинфекцию» даже там, где говорить о ней довольно смешно. К примеру, продавцы швабр обещают смерть «99,9% бактерий» в вашей квартире после мытья полов их самовыжимающимся чудо-агрегатом. Что, как вы понимаете, довольно далеко от истины.
Помимо масок и дезинфекции зарабатывают сейчас и на самом больном — тестах на коронавирус. Сдать анализы на COVID-19 в Петербурге можно совершенно бесплатно. Ещё 16 марта комитет по здравоохранению объявил, что добровольное обследование на вирус будет проводиться в городских поликлиниках. Каждый день обследуется несколько тысяч петербуржцев. К тем, кто чувствует симптомы болезни, врачи приезжают на дом.
Кроме того, платные анализы можно сдать в различных коммерческих лабораториях, которые и раньше занимались забором крови и различными исследованиями. Не так давно собственную акцию запустил «Яндекс», предлагая сдать тесты на COVID-19 бесплатно. Но всё это только подогревает желание людей приобрести тест где-нибудь из-под полы, чтобы было «категорически конфиденциально».
В Интернете можно найти объявления о продаже самых разных «тестов на вирус», причём частенько продавцы даже не уточняют, что за вирус должен выявить у вас данный тест — а на упаковке нет никаких опознавательных знаков и адекватной информации. Но достать настоящий тест на коронавирус всё-таки можно. В даркнете, на тех же ресурсах, что продают запрещённые вещества. И цена у него немаленькая — от 50 долларов за штуку.
Однако самым безумным предложением на современном «антивирусном рынке» является, конечно, так называемый блокатор вирусов. Тот самый бейдж, с которым появился однажды на экране телевизоров пресс-секретарь президента, сегодня любой желающий может купить в Интернете или даже в некоторых аптеках. Бейдж содержит пакетик со специфическим порошком — диоксидом хлора, который якобы должен защищать хозяина «блокатора», разрушая белковую оболочку всех вирусов в радиусе одного метра.
Продавцы таких бейджиков обещают, что с этим «талисманом» на шее вы окажетесь под защитным куполом, внутрь которого не пролезет ни одна зараза. Сейчас можно купить японские, американские и даже отечественные «блокаторы». Средняя цена — от 900 до 2000 рублей за единицу. Работать подобный «защитник» должен 30 дней.
Диоксид хлора — вещество, которое, действительно, применяется при дезинфекции. Но в пакетике на вашей шее оно вряд ли как-то поможет. Правда, в Петербурге, на самом деле, проводились исследования таких разработок, и в лабораторных условиях они могут как-то действовать. Но лабораторные условия — это замкнутое пространство и полная неподвижность. В быту эффективность таких бейджей нулевая.
Впрочем, не нулевая — с ростом продаж «блокаторов вируса» растут прибыли их продавцов. Ведь и в рекламу им практически не надо вкладываться: каждый покупатель подобного бейджика сам становится ходячей рекламой сомнительного товара. А также собственной безграничной легковерности...