12 апреля расположенный в Калининграде Музей Мирового океана отмечает своё 30-летие. Поздравления с юбилеем принимает и петербургский филиал, который представлен ледоколом «Красин». Кстати, самому судну в этом году исполнилось 103 года.
Как рассказала директор филиала Музея мирового океана в Петербурга Ольга Подшувейт, глубоководный морской паук был передан в музей в этом году. Его нашли у уреза воды в Баренцевом море. Обитатель арктических вод в банке с формалином оригинально дополнит экспозицию ледокола «Красин». Правда, когда точно — неизвестно. Ведь даже 30-летний юбилей Музея Мирового океана в Калининграде его сотрудники и коллеги из петербургского филиала вынуждены отмечать в самоизоляции. А потому поздравления с круглой датой звучат ещё теплее.
— Дорогие коллеги, сотрудники музея, самые искренние поздравления от полярников с юбилеем вашего музея. 30 лет — хороший стаж. Дай Бог здоровья, благополучия, удачи и успехов в будущем, — пожелал помощник президента ассоциации полярников, герой Советского Союза, Герой России Константин Зайцев.
За 30 лет в фондах музея уже накоплено более 90 тысяч экспонатов. К примеру, в рулевой рубке ледокола «Красин» находится не перископ, как может показаться на первый взгляд, а ручка управления светом прожекторов, установленных на палубе. «Красин» пока единственное судно музея Мирового океана, представленное в Петербурге. Но за этим покорителем арктических льдов немало приключений.
В 1928 году он спас итальянскую экспедицию, дирижабль которой потерпел крушение. В 1934 помогал вызволить из ледяной ловушки экипаж парохода «Челюскин». А в годы Великой Отечественной войны отражал атаки и спасал корабли.
— 26 апреля из Рейкьявика в Гренландии в составе полярного конвоя идёт в Мурманск. В 1942 на подходе состоялось сражение. Капитан ледокола «Красин» принимает решение о вступлении в бой, — рассказывает Подшувейт.
В 50-х годах прошлого века ледокол основательно перестроили на верфи в ГДР внутри, заменили оборудование и установили так называемый машинный телеграф. По словам музейщиков, от старого «Красина» остался только корпус. Спустя пару десятилетий вновь технические преобразования.
— В 1972 году две паровых машины были демонтированы. Вместо них поставили два мощных дизель-генератора — ледокол «Красин» перестаёт работать как ледокол и переходит в класс научно-исследовательского судна, — отметила директор филиала музея.
Ледокол как плавучая электростанция участвует в поисках газонефтяных месторождений в Арктике. Но новое назначение судна никак не изменило способ, которым капитанские команды посылались в машинное отделение. Когда красная стрелка меняла положение на телеграфе, судовой механик поворачивал рукоятку, чтобы выбрать соответствующий ход ледокола. Но если что-то было непонятно, выручали переговорные медные трубы.
Пока изучить потаённые места ледокола невозможно из-за пандемии. Но как только музей откроется, посетителей ждёт новая экспозиция, посвящённая быту экипажа в годы плавания судна. Сотрудники также планируют порадовать петербургских медиков и в течение месяца все экскурсии для них сделать бесплатными.