Прямой эфир

Дело привычки: выдержат ли театры Петербурга скачок в офлайн после коронавируса

Олеся Курдюкова
12 апреля 2020, 22:55
Через онлайн-трансляции культурные учреждения стали ещё ближе к зрителям, но аналитики задумались: а не опустеют ли реальные театральные залы после эпидемии?
Фото: vk.com/alexandrinskytheater

Месяц без сцены даётся актёрам петербургских театров непросто, но они постоянно находят новые решения для общения с обожаемыми зрителями. Так, с этой недели в Александринском театре появился график «дежурных по апрелю» — они будут регулярно выходить в эфиры Instagram.

В таких трансляциях артисты рассказывают о себе, читают стихи, поют, шутят, играют в настольные игры и отвечают на вопросы зрителей — и не только по поводу творческих планов. Иван Ефремов, к примеру, запросто рассказывает, что у него на ужин, даже если это простая килька в томате, а Игорь Мосюк слёту назовёт топ-5 любимых футболистов.

Вот и Александр Лушин считает, что это прекрасная возможность, чтобы стать ближе к людям, у которой, к тому же, есть и другие плюсы.

— Академическая сцена имеет имидж такой чопорной, а тут такое человеческое воплощение от первого лица актёров, которых мы привыкли видеть в образах. Этот момент связи какой-то с артистом — это важно, и скучающим артистам в том числе, чтобы как-то бодриться, — считает Лушин.

Бодриться, чтобы не унывать, сохранить силы и творческий запал к долгожданной встрече со сценой и аудиторией, — а она обязательно случится. Просто пока время такое — немного друг по другу поскучать.

А вот театральные интернет-маркетологи в новых условиях работают даже больше обычного, рассказала сотрудница театра «Мастерская» Дарья Калинина.

— У меня рабочий кабинет на кухне, у моего коллеги на балконе, у остальных как повезёт. Все, в общем, по домам, — рассказала Дарья.

В их театре решили не отступать от привычного графика и каждый день в 19:00 дают спектакли. Точнее, выпускают их записи в онлайн.

— Сначала первый звонок — выходит пост, что скоро мы начнём, в семь вечера начинается трансляция спектакля. Иногда мы даже делаем небольшой антракт, чтобы передохнуть, и потом, после трансляции, спектакль не удаляем, он ещё на сутки остается. Понятно, что, когда все люди дома, режим сбит, нельзя строго спланировать свой вечер, — отмечает интернет-маркетолог.

На такие спектакли приходит в три раза больше зрителей, чем физически может вместить зал. Но волноваться о том, что аудитория привыкнет к виртуальному театру, не стоит. Потому что главное в театре — это живой обмен энергией, убеждена театральный критик Жанна Зарецкая.

— Это не просто зрелище, это как, простите за грубое сравнение, секс по телефону, который никогда не заменит настоящий секс и настоящий живой обмен энергиями, — говорит Зарецкая.

А в комментариях во время онлайн-показов — аплодисменты и надежда увидеть актёрскую игру вживую. Так что такую офлайн-паузу стоит воспринимать скорее как вложение в будущее.

В гости к актёрам на чай и разговоры приглашает и Молодёжный театр на Фонтанке, оркестр «Таврический» делится своими репетициями в формате видеоконференций, а артисты Михайловского показывают, как танец ненароком проникает в их повседневные дела в условиях самоизоляции — уборку, готовку, короткую прогулку у дома.

Кто-то в тоске по театру создаёт дома похожую атмосферу — наряжается, гасит свет, наливает игристое, но хорошее стоит искать в самих этих уникальных условиях, в которых все оказались. Человеку, на его удобном диване, доступны спектакли лучших театров мира. Кроме того, по одному вашему желанию Большой театр России, Metropolitan Opera и даже Королевский Национальный театр — без лишних вопросов, например, разрешает вход с собакой.

Напомним, ранее 78.ru рассказывал о том, что режиссёр театра и кино, художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов раскритиковал трансляции спектаклей в Сети.