Прямой эфир

Полный «стоп»: маршрутки Петербурга могут не доехать до транспортной реформы?

Светлана Коваленко
6 апреля 2020, 11:56
Участники рынка коммерческих перевозок пассажиров бьют тревогу. Бизнес остановился не только из-за ограничений по пандемии COVID19, но и из-за невыплат города по социальным маршрутам. В комитете по транспорту заявляют: документы по субсидиям готовы.
Фото: Mikhail Pletsky/globallookpress.com

С первой волной ограничений из-за COVID-19 петербургские маршрутки столкнулись ещё 26 марта. Тогда комитет по транспорту запретил движение по 120 коммерческим маршрутам с 28 марта по 5 апреля. Затем 31 марта этот перечень пополнили ещё 85 направлений.

Ещё в первую волну запретов вице-губернатор Евгений Елин заявил, что в рамках корректировок городской казны может встать вопрос об отказе на расходы на транспортную реформу в этом году. Речь идёт о 11,2 млрд рублей.

Тем временем комитет по транспорту так и не объявил анонсированные конкурсы для перевозчиков. Те, в свою очередь, заявляют: до транспортной реформы многие просто не дотянут. Уже сейчас в сфере перевозок идут массовые сокращения всего персонала, бизнес подкосил далеко не только коронавирус.

«Расскажем открыто, отключат субсидии»

Как сообщили 78.ru в комитете по транспорту Смольного, из-за введённого в действие в Северной столице комплекса ограничительных мер, падение по перевозкам на автобусах на 31 марта составило 88%, трамваях и троллейбусах — 90%, по метрополитену — 84%. Конкретных данных по маршруткам в ведомстве не привели. Однако там отметили, что примерно аналогичное падение можно отметить и в отношении коммерческого транспорта в сфере перевозки пассажиров.

Фото: пресс-служба СПб ГКУ
Фото: пресс-служба СПб ГКУ "Организатор перевозок"

Огласить потери маршруточников не смогли и в СПб ГКУ «Организатор перевозок». Там сослались, что большинство поездок петербуржцы оплачивают по-прежнему наличными.

Подчеркнём сразу, что открыто говорить о собственных потерях наотрез отказались все участники рынка коммерческих перевозок. Но на условиях анонимности бизнес поделился следующим: не так страшны потери из-за коронавируса, как-то, что город с января прекратил выплаты перевозчикам по социальным маршрутам, которых почти две сотни. Речь идёт о нескольких миллиардах рублей. Поэтому пандемия просто скоро добьёт отрасль, имеющую все шансы и вовсе не дотянуть до 16 июля, на которое запланирован старт реформы.

— Открыто мы говорить боимся, потому что всё-таки рассчитываем получить свои деньги от бюджета, — признался один из участников рынка.

Одна из сотрудниц АТП «Барс2», также пожелавшая остаться неизвестной, сообщила о том, что в компании уже давно идут массовые увольнения всего персонала: начиная от водителей и заканчивая менеджментом.

Уже подписаны

Как кратко прокомментировали такие заявления в комитете по транспорту, «первые распоряжения о предоставлении субсидий негосударственным перевозчикам уже подписаны».

Фото: Mikhail Pletsky/globallookpress.com
Фото: Mikhail Pletsky/globallookpress.com
— Те, кто представляет в срок необходимые документы, получает всё вовремя, — добавили там.

В комитете по труду и занятости Смольного сообщили, что уведомлений о массовых увольнениях работников в сфере перевозчиков коммерческих маршрутов в настоящее время нет.

— При этом работодатель должен уведомить о массовом высвобождении Службу занятости только в случае, если он официально сокращает персонал. Если увольнение происходит по соглашению сторон или инициативе работника, уведомление не требуется. Подчеркнём, что работодатель не может заставить работников написать заявление об увольнении по собственному желанию. Если трудовые права работника нарушили, он может обратиться в Государственную инспекцию труда, и в отношении работодателя будет проведена проверка. Защита прав работника возможна только в случае официального трудоустройства. Если работник работал без оформления, он может попробовать доказать факт наличия трудовых отношений в суде. Однако, как показывает практика, сделать это будет непросто, — при этом добавили в ведомстве.
Фото: пресс-служба Правительства Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба Правительства Санкт-Петербурга

Назад к «шайтан-маршруткам»?

Как напоминает эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин, в настоящее время в Петербурге субсидии из бюджета перевозчикам предоставляются, исходя из количества фактических пассажиров, а не километража, как это делается в Москве.

— Эта система рухнет в ближайшее время, если уже не рухнула. Поэтому на будущее, если мы хотим сохранить коммерческий транспорт, нам необходимо вводить реальные жизненные коэффициенты, как в Москве. Иначе мы получим то, что имели раньше: пиратские «шайтан-маршрутки». И пользоваться ими люди будут вынуждены: когда весь этот коронавирусный ужас закончится, передвигаться всё-таки надо будет как-то, а личный автомобиль есть не у всех, — эмоционально высказался эксперт.

Между тем, ещё одна болевая точка реформы — эта закупка перевозчиками нового автотранспорта, на который теперь тоже может не оказаться денег ни у кого. По расчётам комитета финансов Смольного, выпадающие доходы казны из-за пандемии могут составить 60 млрд рублей.