В Петербурге и Ленобласти ежедневно принимаются новые меры, призванные остановить распространение коронавируса. Смольный призвал жителей города не покидать место жительства без лишней надобности. Исключения предполагают обращение за экстренной медицинской помощью, поход на работу, а также посещение продуктового магазина, вынос мусора и выгул животных в радиусе 100 метров от дома. Для жителей старше 65 лет режим самоизоляции носит обязательный характер, для всех остальных — рекомендательный. Пожилым людям, которые будут соблюдать карантин, переведут на карты по 2000 рублей. Не работают развлекательные и учебные заведения, остановлено большинство предприятий, жителей попросили воздержаться от посещения храмов, открыты только те магазины, где можно купить самое необходимое. Также в правительстве не исключили, что город может быть закрыт на въезд и выезд.
В 47-м регионе целый ряд посёлков и деревень уже закрыли. Это Волхов, Тихвин, Гатчина, Мурино, Янино, Энколово, а также деревня Глинка Тосненского района и Кингисепп. Меры в первую очередь коснулись тех населённых пунктов, где были зафиксированы случаи заражения.
Ранее стало известно, что более миллиона жителей Петербурга отправились на выходные за город. Их также коснутся ограничения, а с собой придётся носить удостоверение личности. Перемещаться можно только в пределах одного муниципального округа. Для выезда за его пределы понадобятся документы с работы, подтверждающие крайнюю необходимость такого шага. Гулять в лесу и охотиться также нельзя, а детям запретили появляться на улице без сопровождения.
В Петербурге нельзя посещать даже городские леса и лесопарки. Горожан с помощью громкоговорителей призывают соблюдать режим самоизоляции.
В то же звучат предложения об ужесточении карантинных мер. Так, депутат Заксобрания Оксана Дмитриева выступила с опасениями о том, что без жёсткого патрулирования и более строгих наказаний многие ограничения могут быть проигнорированы. Впрочем, в Госдуме уже оперативно одобрили введение уголовной ответственности за нарушение карантинных мер. За деяние, повлекшее массовое заболевание, положены штрафы до миллиона и лишение свободы на срок до трёх лет. Если заражение привело к смерти одного человека, максимальный срок лишения свободы увеличивается до пяти лет, а если двух и более людей — то до семи.
Пока в сети некоторые люди продолжают спорить о необходимости столь строгих ограничений и запретов, среди медиков наблюдается практически полный консенсус: если сейчас не принимать строгих мер, то ситуация может выйти из-под контроля, как это уже произошло в Италии, Испании и ещё ряде стран, и тогда чрезвычайные меры всё равно вводить придётся. Как подчеркнул генеральный директор сети частных медицинских центров Евгений Фёдоров, самоизоляция — мера совершенно необходимая.
— Это важно, потому что инфекция передается от человека к человеку, и чтобы не заразиться, людям нужно исключить появление в общественных местах и общественном транспорте. Так можно сократить распространение инфекции контактным путём. Кроме того, известно, что вирус живёт на поверхностях примерно 72 часа. Соответственно, исключение контакта с поверхностями на разных территориях ведёт к снижению числа заболеваемости. Уже через неделю можно будет вернуться к работе, где на той же поверхности вирус успеет умереть, без риска заражения, — заявил эксперт 78.ru.
Фёдоров подчеркнул, что и в режиме самоизоляции нельзя забывать о мерах предосторожности: носить маски и перчатки во время походов в магазины и аптеки, мыть руки, промывать слизистые и оболочки носы.
— Самоизоляция — это возможность сделать санэпидемический разрыв в цепочке вируса и снизить темпы роста распространения коронавируса. То, что люди выходят гулять, это очень неправильный подход. Ведь это в наших руках сократить пандемию и не допустить её развитие как в других государствах. Каждый из нас должен изменить в привычках своих перемещений и ограничить свою свободу. Не соблюдающие режим приносят значительный вред и самим себе, и окружающим, — добавил медик.
Он отметил также, что обычная рекомендация гулять с детьми как можно больше в данный период не действует. Детям напротив лучше воздержаться от прогулок. В свою очередь хирург Антон Глобин отметил, что если прогулка с детьми необходима, то нужно избегать площадок.
— Нужно максимально дистанцироваться от людей. Это делается, прежде всего, для наших собственных детей. Несмотря на то, что изначально говорили о том, что дети не болеют, это оказалось не так. Есть даже летальные случаи среди детей, — заявил доктор.
Он подчеркнул, что никакой пользы от самоизоляции не будет, если соблюдать режим станет лишь половина населения, а вторая половина продолжит разносить заразу.
— Последствия от беспечности наших горожан мы можем наблюдать на примере Италии и Германии, где уже разворачиваются полевые госпитали прямо в центральных парках. Если мы не хотим, чтобы в парках вместо прогулок с родными устраивали госпитали, то мы должны серьёзно задуматься об этом уже сейчас. Нам необходимо поддержать меры, которые приняло правительство страны и города. Нужно буквально запереться дома и выходить лишь в случае крайней необходимости, — призвал врач.
Опасения специалистов небеспочвенны. В последние дни соцсети заполонили фотографии беспечных людей, которые обрадовавшись, лишним выходным, собирались в шумные компании и жарили шашлыки. А некоторые и вовсе лезли через заборы, чтобы с детьми попасть в опустевшие парки. Массовые перемещения дачников между городом и Ленобластью также оказались не слишком своевременными.
На данный момент ситуация находится под контролем, однако чтобы так было и дальше, действовать нужно ответственно и осмотрительно. Не будет лишним проинформировать о мерах предосторожности родственников и друзей. Цена вопроса — жизни тысяч людей. Пока все говорит о том, что в Петербурге всё-таки услышали призывы специалистов. «Яндекс» запустил новый проект — индекс самоизоляции, который рассчитывается на основании пользования приложениями поисковика. Согласно этим данным, Петербург на данный момент — один из самых сознательных городов в стране. Индекс самоизоляции составил 3.6, на 0.2 больше, чем в Москве. Это означает, что большинство петербуржцев находятся дома.