Экономика
15:1411 марта 2020

Прочь от коронавируса: можно ли вернуть деньги за гостиницу и авиабилеты за рубежом

На фоне расползающегося по миру коронавируса многие задумываются об отмене уже оплаченного отдыха за рубежом на майские и летом. Но выйдет ли «отбить» понесённые расходы, с учётом того, что скакнувшие евро и доллары уже «тянут» за собой авиабилеты.
Фото: Silas Stein/ globallookpress.com

О том, что из Италии начинается эвакуация российских туристов, Ассоциация туроператоров сообщила на своём сайте в среду, 11 марта. При этом на днях итальянские власти проинформировали: на Апеннинах вводится тотальный карантин с запретом на передвижение местного населения и туристов без особой необходимости.

В Израиле также принято решение о двухнедельной изоляции для тех, кто пересекал госграницу, начиная с 12 марта 20:00. Список стран, где имеются случаи заражения коронавирусом, уже перевалил за сотню.

На фоне таких сообщений туроператоры стараются идти навстречу своим клиентам и ищут варианты с переносом поездок. Многие авиакомпании делают невозвратные билетами возвратными или предлагают их перебронировать на другие даты. Однако, как выяснил 78.ru, в некоторых случаях вернуть деньги за уже оплаченный отпуск поможет только суд. Ещё хуже дело обстоит, если путешественник бронировал авиабилеты и жильё самостоятельно.

Нюансы высокой политики

Как пояснил ведущий юрист Северо-западного Клуба защиты прав туристов Михаил Житнухин, 100%-ный возврат денег положен туристу только в том случае, если он покупал у туропертора полный пакет услуг: бронирование гостиницы, перелёт, трансферы, медстраховку и т.д. Это первое главное условие. Кроме того, со страной Росавиацией должно быть официально прекращено авиасообщение, как это было ранее с Китаем и Южной Кореей. Третий важный момент: это принятие МИДом РФ решения об эвакуации россиян.

Фото: Omar Marques/ globallookpress.com
Фото: Omar Marques/ globallookpress.com
— При сочетании всех этих факторов туристы должны получить 100%-ные выплаты, даже если путёвки были приобретены на лето. Многие турфирмы идут на это добровольно, прекрасно понимая ситуацию. Однако иногда всё же может стать вопрос о походе в суд, который опять же при наличии этих трёх обстоятельств встанет на сторону истца, — подчёркивает он.

Если же турпакет выкуплен полностью, но решения Росавиации и МИД РФ нет, а существуют только рекомендации Роспотребнадзора не посещать те или иные страны, тогда ситуация складывается по-другому. Туроператоры обязаны вернуть туристу деньги за исключением фактически понесённых расходов. Это правило зафиксировано в ст. 32 закона «О защите прав потребителей».

— Часто в договорах с туристом прописываются штрафы в 50%, если человек отказывается от поездки за две недели, и даже 100%-ные санкции при отмене за одну неделю. Такие поборы незаконны. Например, с теми же чартерами (входящими в стоимость тура) списки пассажиров формируются за один день. Так что никаких расходов быть не может. Суд в таких случаях также встаёт на сторону туриста, выигранных дел достаточно много, — поясняет Михаил Житнухин.

Пока, де-факто, решения МИДа и Росавиации нет даже в отношении тех же Апеннин, где количество заболевших уже превысило 10 000 человек. Имеются лишь заявления итальянских властей.

Фото: Cecilia Fabiano/ globallookpress.com
Фото: Cecilia Fabiano/ globallookpress.com

В Израиле турист должен подтвердить, что у него есть место, где пройти изоляцию. Гостиницы к таким объектам не относятся. Но такое требование израильских властей по российскому законодательству под «форс-мажор» не попадает.

Стоит также добавить, что ранее о 100%-ных выплатах туристам в КНР говорили в Российском союзе туриндустрии. Однако там уточняли: по соседним Таиланду и Вьетнаму, где COVID-19 также есть, оснований для полного возврата средств нет.

Для того же, чтоб запустить процесс возврата средств в связи с отказом от поездки из-за коронавируса, туроператору пишется заявление со ссылкой на ст. 14 Федерального закона № 132 «Об основах туристской деятельности».

Прилетели к новым датам

Как подчеркнул Михаил Житнухин, если авиабилеты приобретены в частном порядке, а не в турпакете, то надо помнить, что они бывают двух видов: возвратные и невозвратные.

С первыми, очевидно, что с возвратом средств никаких проблем не возникнет. Но иногда при отмене или перебронировании у некоторых перевозчиков полагаются штрафы.

— Но даже если билеты приобретены невозвратные, лазейка всё же есть. При решении Росавиации о прекращении полётов в суде можно потребовать установить факт угрозы безопасности туриста на основании ст. 451 ГК РФ «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств», — советует юрист.
Фото: City News Moskva/ globallookpress.com
Фото: City News Moskva/ globallookpress.com

Добавим, первой кампанию по возможности перенести дату полёта для невозвратных билетов запустила итальянская Al Italia. Шанс скорректировать свои планы там предоставили для тех, кто приобрёл билеты с 23 февраля до 8 марта этого года, на любые даты. Однако успеть оформить документы надо до 31 марта.

Невозвратность билетов отменили чуть позже S7 Airlinies и «Победа».

Накануне о поблажках для пассажиров сообщил также «Аэрофлот». Там разрешили без штрафных санкций изменить даты, маршруты или вернуть билет в/из Италии и Израиля с датами вылета с 10 марта по 31 мая 2020 года включительно до конца года. Скорректировать даты и маршруты, но без возврата средств, можно на рейсы в/из Германии, Испании и Франции. Впрочем, полёты из Москвы во многие города в этих трёх последних странах и Италии «Аэрофлот» вообще приостановил.

И если авиаперевозчики уже объявили о своих намерениях искать выход из сложившейся ситуации, то от других участников транспортного рынка пока таких обращений не поступало. Например, потери за билеты на паром из Петербурга в Швеции, где сейчас уже более 400 заболевших, могут доходить до 90%.

На съёмном жилье

В самостоятельных поездках путешественники зачастую покупают в индивидуальном порядке не только авиабилеты, но и бронируют жильё. Как признают участники рынка на условиях анонимности, это болезненный вопрос с возвратом денежных средств.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
— В случае поступления обращений на отмену бронирования мы действуем в рамках закона и оказываем туристу необходимую помощь. Так как мы не являемся отельным поставщиком или владельцем отеля, каждый такой запрос от пользователя рассматривается индивидуально. Мы оперативно связываемся с поставщиком или отелем, передаём ему всю необходимую информацию и стараемся договориться об отмене бронирования и возврате денежных средств, — рассказали в пресс-службе Ostrovok.ru.

Хуже всего ситуация складывается, если агрегатор является иностранным. Соотвественно, на него не распространяется действие российских законов.

ТуризмКовидДеньгиОтпуск
Новости партнеров