Состояние памятника Николаю I на Исаакиевской площади вызывало опасение у реставраторов ещё в 2000-х, однако в строительные леса его затянули только через 18 лет. За почти полтора года реставраторы изучили буквально каждый миллиметр шестиметровой композиции и выяснили, что постамент статуи находится в почти аварийном состоянии: в щели попадает влага, что ведёт к дальнейшему разрушению монумента и отсыреванию внутренней кирпичной кладки пьедестала.
Специалисты планируют сохранить как можно больше оригинальных элементов. Работы разобьют на 8 этапов, а основной из них связан с созданной Петром Клодтом конной фигурой, которая образует с постаментом единое целое. Реставрация и герметизация будут проводиться прямо на месте, чтобы не навредить композиции. Увезут только несколько бронзовых элементов, которые можно технологически демонтировать.
— Это барельефы, например, буквы, надписи. Эти элементы будут реставрироваться в мастерской параллельно с тем, как будут реставрироваться каменная облицовка и бронзовые детали по месту, — пояснил главный архитектор проекта реставрации Глеб Чусовитин.
Специалисты планируют привести в порядок тротуарную плитку вокруг памятника, отремонтировать освещение, а также установить ограду и фонари. Чиновники предполагают, что все работы будут длиться около 2-х лет, а потратят на них около 166 млн рублей. Примечательно, что за более чем 160-летнюю историю памятника Николаю I, это его самая масштабная реставрация. Первая попытка была ещё в 80-х годах прошлого века: специалисты обследовали и облучили скульптуру, однако решили ограничиться лишь заделкой трещин.
— Тогда было решено, что трещины есть, но они не угрожают памятнику. В ходе реставрации они были зачеканены. В то время реставрация носила косметический характер, — пояснил директор СПб ГБУК «Государственный музей городской скульптуры» Владимир Тимофеев.
В этот раз к работам отнеслись серьёзнее: мастера ознакомились с чертежами памятника, выполненные автором проекта Огюстом Монферраном. Кстати, об их существовании стало известно совершенно случайно примерно год назад, а теперь в распоряжении специалистов есть все копии исторических документов.
— Хорошо, что есть современные методы радиологической диагностики, которые позволяют выяснить, что на самом деле. Монферран нарисовал два металлических стяжа, которые идут внутрь из двух задних ног коня, — рассказал председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров.
Именно это уникальное крепление позволило после октябрьской революции 1917-го года сохранить чудо инженерной мысли. То, что две железные подпоры скрепляются внутри пьедестала с четырьмя вертикальными стальными элементами, специалисты выяснили уже в наше время. Именно благодаря этому вес статуи распределяется по постаменту равномерно. Не исключено, что в ходе реставрации специалисты откроют и другие секреты «старого» памятника.