В Петербурге появилось новое кофе, а вместе с ним и новый конфликт на религиозной почве. Владельцы заведения назвали его God, что в переводе с английского означает «Бог». Антураж, оформление и даже костюмы персонала соответствующие. Православным активистам это не понравилось. Они угрожают уголовным делом по статье об «оскорблении чувств верующих».
— Терновый венец на фасаде, обрамляющий раздетую тётку, неоновый крест, который несёт голый античный мужик с надписью «грех найдёт тебя», с ангельскими крыльями оголённая полуженщина/полумужчина над барной стойкой, мальчики-бармены в виде западных священников… — это не фильм ужасов. Это сегодня в Питере открылось богохульное кафе под названием «GOD», — такую презентацию новому заведению сделали на страничке православной организации «Сорок сороков» в соцсети «ВКонтакте».
Участники группы уверены, что кафе одним своим существованием разжигает религиозную ненависть к христианам.
— Нами подготовлена претензия к руководству этого заведения. В обществе понятия о Боге и духовно-нравственных ценностях трактуются по-разному, и есть люди, для которых нет ничего зазорного в подобном употреблении слова «Бог». А для нас, православных христиан, употребление имени Бога всуе — это грех, — заявил 78.ru основатель движения «Сорок Сороков» Андрей Кормухин.
Он подчеркнул, что рассчитывает на «мирное решение проблемы», но в случае невозможности компромисса угрожает владельцам кафе уголовным преследованием.
— Возможно, они создали такой антураж и интерьер в кафе, поддавшись чудовищному тренду. Возможно, основатели кафе наоборот очень любят Бога и таким странным образом решили выразить свою любовь. Мы постараемся с юридической и богословской сторон объяснить людям, что, употребляя слово «Бог» в названии питейного заведения, неправильно себя ведут как христиане, — подчеркнул Кормухин.
О новом кафе уже знает и Виталий Милонов. Депутат Госдумы не привык подбирать слова. Он назвал создателей заведения «негодяями» и призвал скорее его закрыть.
— В Петербурге уважительная атмосфера ко всем людям, поэтому без разницы, кого они оскорбляют — это негодяи! Надо закрыть их срочно. Это не православное движение должно этим заниматься, а прокуратура, потому что это хамское отношение, — сурово резюмировал парламентарий.
Из беседы с представителем кафе 78.ru стало ясно, что «Сорок сороков» опоздали как минимум на несколько месяцев: до активистов на заведение пожаловалась «Церковь Владимирской богоматери». Это было ещё осенью, тогда там проходили ремонтные работы, а необходимые бумаги отправились в администрацию.
— Мы ответили и в администрацию, и в саму церковь, что мы никаким образом не оскорбляем ничьи чувства и всегда уважительно относились и относимся к этому, и всегда рассматривали это как предметы искусства, так и подаем сотрудникам и гостям. Ещё раз хочу подчеркнуть, что мы максимально уважительно относимся ко всем объектам культуры и искусства, в том числе нашедшим отражение в нашей концепции, — витиевато объяснил представитель кафе.
И даже показал концепцию. Собственно, именно её «Сорок сороков» требуют изменить. Говорится в ней о желании объединить «эстетику разных эпох», чтобы за коктейлями и блюдами «насладиться красотой Аполлона, слезами Девы Марии, татуировками на телах». Конкретно в этом тексте активисты скорее всего потребуют вычеркнуть лишь слово «Мария», всё остальное вполне нейтрально.
Религиовед Сергей Фирсов, как и положено учёному, постарался высказаться предельно объективно, раздав всем сёстрам по серьгам. Он признал, что чувства верующих действительно вполне могут быть задеты этой историей.
— Антураж в этом кафе — просто провокация. Стоит напомнить, что подобную символику (например, кресты) в своих клипах используют известные артисты. То есть, такое допустимо в качестве какой-либо культурной концепции, ведь в нашей стране есть закон об отделении церкви от государства. Однако не всегда чётко можно понять, что означает оскорбление религиозных чувств — ведь это субъективное понятие. Достаточно вспомнить скандальную историю с фильмом «Матильда», оскорбивший чувства верующих, которые даже не смотрели этот фильм, — отметил Фирсов в беседе с 78.ru.
На самом деле владельцы питейного заведения вполне могли бы любить Бога и при этом назвать в честь него питейное заведение. Даже в Библии сказано, что вино веселит сердце человека, а Иисус Христос превращал воду в вину, а вовсе не наоборот, как мечтают трезвенники. Не нужно быть глубоким знатоком религий, чтобы понять, что вопрос здесь ещё в том, о каком Боге идёт речь. Некоторые из них как раз-таки требуют возлияний. Кажется, кафе под название «Бахус» есть практически в каждом российском городе. По сути, претензии касаются аллюзий конкретно на христианство, возвращая общественную дискуссию к пожару времён суда над Pussy Riot, а возможно, и к более ранним временам.
Когда-то Бог сотворил первых людей. Концепция Эдемского сада была безупречной, а оформление не смогут повторить и лучшие ландшафтные дизайнеры. Но некий змий открыл своё кафе на древе познания добра и зла, соблазнив Еву и Адама приятными на вкус плодами. Эта дерзкая провокация, взывавшая как к чревоугодию, так и к гордыне, оскорбила чувства Бога, и он выдворил Еву с Адамом из сада за грехопадение. С тех пор дьявол уверяет, что его наказали за убеждения, а не за провокацию, так как он всего лишь распространял просвещение. Впрочем, до сих пор у него, и у Того, кто его прогонял, масса последователей.
Иногда кажется, что споры о греховном искусстве достигли таких масштабов в последние годы. На самом деле это не совсем так. Когда Эрмитаж в 2002 году приобрёл знаменитый «Чёрный квадрат», который сам Казимир Малевич называл антииконой, недовольных было не меньше, просто не у всех ещё был интернет. Потом была выставка Icons Марата Гельмана, распятые на кресте клоуны из «Макдональдса» в том же Эрмитаже и несколько спектаклей, вызвавших большой переполох. В 2017 году те же «Сорок сороков» заставили Александринский театр сменить афишу, разглядев на ней перевёрнутый крест. Это было ещё в эпоху Георгия Полтавченко. Он имел репутацию «православного губернатора», и при нём подобные скандалы с отменами выставок и спектаклей происходили особенно часто. В последнее время ситуация, кажется, вернулась в разумное русло.
Но вряд ли владельцы заведения всерьёз рассчитывали, что их «концепция» будет реализована тихо и мирно. Совершенно очевидно, что вызов был сознательным выбором, и если бы скандала не случилось, пришлось бы признать, что наживка не сработала. С другой стороны, есть мнение, что и особо агрессивные православные движения находят повод и смысл своего существования лишь в подобных скандалах. Можно сказать, что они нашли друг друга. Теперь и правда можно установить некий компромисс. Владельцы заведения сделают символическую уступку, активисты объявят себя победителями в очередной схватке за консервативные ценности, а создатели кафе, прогремевшего на весь город, предстанут в выгодном облике мучеников за веру, за свою питейную. У всех профит, всем хорошо. Почему бы и отметить потом компромисс за рюмочкой чая в каком-нибудь уютном заведении, предварительно помолившись о спасении бессмертного души каждого из участников трапезы.