У балканской звезды Горана Бреговича есть сайт, открыв который, вы увидите фото счастливого музыканта, обливающего себя шампанским сразу из двух бутылок. Этот кадр максимально точно описывает настроение, которое музыкант несёт зрителям вместе с участниками своего «Свадебно-похоронного оркестра»: безумное веселье, реки искрящегося вина, танцы на столах до упаду — и так по бесконечному кругу.
В середине февраля Брегович приехал в Петербург, чтобы дать концерт в День всех влюблённых. Вот только представление звезды Балкан сильно отличалось от типичного концерта западных знаменитостей: в партере музыкант распорядился расставить столы с шампанским и закусками и вовсе не переживал, что под его песни зрители пьют и едят.
Можно назвать балканского гостя «кабацким музыкантом», и он отнюдь не обидится: всё его творчество всегда было связано с шумными гуляньями и цыганскими танцами. Первые деньги он заработал вместе с собственной группой в 15 лет, выступая в кабаке. Когда он принёс гонорар домой, отец сурово спросил: «Ты ведь не собираешься всю жизнь посвятил кабакам?!». Горан не ответил. Он собирался — и посвятил свою жизнь самой весёлой музыке на свете.
Мировую славу Брегович приобрёл после того, как в 1988 году на экраны вышла картина Эмира Кустурицы «Время цыган». К этому удивительному фильму Горан написал не менее удивительную музыку, сделавшую его популярным на весь мир. Позже он написал саундтреки ко многим фильмам Кустурицы, а также других режиссёров. Среди этих картин — знаменитая «Аризонская мечта» с молодым Джонни Деппом, «Андеграунд», «Королева Марго», провокационный «Борат» и даже российский «Турецкий гамбит».
Но в последние годы пути Горана Бреговича и кинематографа разошлись: вот уже восемь лет он не пишет музыки для фильмов. Почему?
— Если честно, я не очень хороший композитор для фильмов, — неожиданно признался в интервью музыкант. — Я писал музыку для кино только по дружбе. Когда я писал музыку для своего первого фильма, «Время цыган» Кустурицы, я был самой крупной рок-звездой в своей стране. Так что я сделал это только ради дружбы. Рок-звёзды не пишут музыку к фильмам: это приносит слишком мало славы и денег.
Брегович подчеркнул, что он вовсе не специализируется на саундтреках, просто ему представился удачный случай написать музыку для фильмов, которые, на самом деле, не нуждались в композиторе. Но сейчас таких фильмов попросту не снимают.
— Было время, когда даже Стравинский писал музыку для фильмов, – вспомнил музыкант. — А сегодня кино – это просто аттракцион. Сейчас уже не те времена, когда для кино пишут особенную музыку.
Впрочем, ничего необычного в том, что столько лет своей жизни он отдал именно саундтрекам, балканский гость не видит. В те времена, 30-40 лет назад, он был открыт для любых экспериментов:
— Когда ты молод, тебе кажется, что у тебя есть время исследовать миллионы возможностей. Но в определённом возрасте ты понимаешь, что жизнь коротка, и у тебя есть время заниматься чем-то одним. Шанс написать хорошую музыку к хорошему фильму очень мал, потому что, когда вы идёте в кино, только один фильм из 100 может оказаться хорошим.
Впрочем, невысокое мнение о современном кинематографе не мешает звезде мечтать:
— Я люблю представлять, что могу написать музыку к какому-то воображаемому фильму. У всех нас такое бывает: мы смотрим фильмы, и какая-то музыка звучит у нас в голове.
Альбом Бреговича, выпущенный в 2008 году, назван в честь его любимого крепкого напитка — сливовицы. А в 2010 году музыкант посвятил пластинку шампанскому. Сам Горан Брегович признавался в интервью, что без алкоголя, особенно его любимой сливовицы, он не стал бы звездой. И в интервью музыкант отметил, что не видит в этом ничего странного:
— На самом деле, на протяжении всей истории человечества музыка всего мира была тесно связана с алкоголем. Начиная с «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Я из культуры, где вся музыка посвящена этому — традиции петь и пить. И я люблю воображать, что и в будущем моя музыка будет хорошей, что мы все вместе играем, все пьют, женщины танцуют на столах, а музыканты получают хорошие чаевые.
Всего через месяц Горану Бреговичу исполнится 70 лет, и сейчас к вопросу пития он подходит уже основательно. У музыканта на родине есть собственные виноградники, а также небольшая винодельня. Но вина под брендом «Брегович» нигде купить нельзя. Всё это производство — только для семейного удовольствия:
— У нас совсем маленькая домашняя винодельня, мы производим всего 1000 литров вина в год. Это только для семьи и близких родственников.
Музыкант рассмеялся в ответ на удивлённые восклицания о «тысяче литров» и отметил, что это совсем не много. А на вопрос, кто же всё-таки умеет пить лучше, русские или сербы, Брегович пожал плечами:
— Это что-то общее в нашей культуре. Я знаю хорошую шутку о двух русских, которые вышли из казино: один голый, другой в тапочках. И вот голый говорит второму: «Знаешь, почему ты мне нравишься? Ты всегда знаешь, когда остановиться!».
Солист «Свадебно-похоронного оркестра» приезжает в Россию не в первый раз — на самом деле, он уже неплохо знает русский язык и даже почти не нуждается в переводчике. В Петербурге он также бывает довольно часто и уверен, что это «один из самых красивых городов в мире».
— Каждый раз, когда мои друзья едут в Россию, я советую им сходить в Эрмитаж, — поделился Горан Брегович. — Эрмитаж обязательно нужно посетить, если хочешь узнать, что такое Россия, что такое Петербург. И я действительно люблю этот музей.