Форт «Константин» в Кронштадте наводнили в конце зимы запуганные люди в грязных полосатых робах и офицеры в серых шинелях, расшитых фашистской символикой. За колючей проволокой под проливным дождём снимается новое кино Тимура Бекмамбетова — военная драма по мотивам реальной истории Героя Советского Союза, лётчика Михаила Девятаева.
В основу сценария легла книга «Побег из ада», написанная самим героем после Великой Отечественной войны. Сюжет из жизни Девятаева кажется фантастическим, и поверить в реальность случившегося, действительно, очень сложно. Тем не менее, история эта реальная: пленный лётчик Михаил Девятаев смог организовать побег из концентрационного лагеря Пенемюнде на острове Узедом, куда попал в октябре 1944 года среди множества других узников.
Соль истории в том, что Девятаев и девять его соратников смогли угнать и поднять в небо новейший немецкий бомбардировщик Heinkel He 111. На котором, по удивительному стечению обстоятельств, оказалась секретная информация о разработках новых крылатых и баллистических ракет «Фау-1» и «Фау-2». Ракеты новейшего образца создавали как раз на острове Узедом, и в случае, если бы работа над этим оружием была закончена, исход войны мог оказаться совсем иным.
Но советский лётчик смог посадить самолёт рядом с лагерем соотечественников, передав секретную информацию своим. Правда, самого Девятаева после побега ждали долгие годы расследований на родине, и только в 1957 году он получил заслуженное звание героя.
— Это поразительная история, невозможно поверить, что всё это случилось на самом деле, — отметил Тимур Бекмамбетов в беседе с журналистами на съёмочной площадке. — В это не могли поверить 12 лет следователи, которые допрашивали нашего героя после окончания войны. Потому что трудно себе представить, как человек, проведя много месяцев в заключении, с весом 36 килограмм способен поднять в небо самолёт, на котором он никогда не летал.
В работе над фильмом принимает участие родной сын Михаила Девятаева — Александр Девятаев. История его отца много раз освещалась в документальных фильмах о войне, но до художественных картин сюжет пока не добирался. Сам лётчик написал после окончания войны две книги о том, что с ним произошло: «Побег из ада» и «Полёт к солнцу».
— Эта история началась полтора года назад, когда жена познакомила меня с Александром Михайловичем (Девятаевым — прим. ред.), — поделился Бекмамбетов. — Дело было в Казани, именно там, откуда родом наш герой и где прошла вся его жизнь. Мы очень благодарны, что Александр Михайлович дал нам возможность снять фильм про своего отца, и будем стараться не подвести.
— Бюджет фильма — более 600 миллионов рублей, — рассказал продюсер. — Это большой фильм, большой не по бюджету, а по значимости — для меня, по крайней мере. Будет много техники, мы построили свои собственные самолёты, которые будут сниматься в фильме.
С поенной техникой поможет студия «Военфильм», которая, отметил Бекмамбетов, обладает «огромным музеем» боевых машин.
— Без этой поддержки было бы очень сложно фильм сделать таким настоящим, каким он будет, — подчеркнул продюсер.
Выход фильма намечен на февраль 2021 года. Но главной особенностью новой картины станет не сюжет, а новейший формат, в котором она будет выпущена. Помимо традиционного, кино снимут в вертикальном формате — для просмотра на мобильных устройствах.
На первый взгляд такая идея кажется безумной, но Тимур Бекмамбетов уверен — это требование времени, которое нельзя игнорировать:
— Сегодня мы можем и должны снимать вертикальные фильмы, просто потому, что люди так много времени, многие часы проводят, глядя на экраны своих мобильных устройств. Я считаю, очень важно, чтобы то, что они видят на этих экранах, было осмысленно и художественно. Очень хочется, чтобы мы на своих мобильных устройствах не только убивали время, чтобы мы ещё видели что-то, что нас изменяет к лучшему. И такое вот кино, рассказы про героев помогают нам это делать.
Вертикальное кино, разумеется, диктует свои требования к композиции и технике съёмки. При этом, продюсер рассказал, что никакого специального оборудования для этого не понадобилось:
— Есть специальные методологии. Это очень сложно, в хорошем смысле сложно, потому что это придумывание нового языка. Никто никогда так не делал. Обычно снимается фильм и стараются справа, слева от актёров поставить что-то очень важное, потому что это всё видно. Кроме человеческого лица видно всё справа и слева. А если вы камеру развернёте — тогда возникает пространство сверху и снизу, соответственно, мы начинаем выстраивать композицию вертикальную. Это методология.
Методология съёмок вертикального кино имеет свои плюсы в контексте данного сюжета — по словам Бекмамбетова, она позволяет поставить главного героя в центр кадра и повествования и не отвлекаться на лишние детали, расположенные по сторонам.
Вертикальное кино — не первый странный эксперимент, на который решается Тимур Бекмамбетов в своей карьере. По сути, вся его творческая история выстроена из смелых шагов и экспериментов, многие из которых имели шумный успех. Другие, впрочем, до сих пор вызывают жаркие дискуссии, а третьи и вовсе с треском провалились.
Среди успешных экспериментов продюсера, без сомнения, можно назвать screenlife-проекты. Screenlife-кино — ультра-новый формат кинематографа, в котором всё действие происходит на мониторе компьютера, экране смартфона или другого мобильного девайса героя. И это даёт огромный простор для фантазии и воплощения различных идей.
В 2018 году состоялась премьера фильма «Поиск», снятого по технологии screenlife. Американская картина, продюсером которой стал Бекмамбетов, оказалась крайне успешна и завоевала две награды на кинофестивале «Сандэнс». В центре сюжета — история отца, который пытается найти пропавшую дочь по следам, оставленным ею в интернете, по комментариям в Инстаграме, перепискам с незнакомцами и старым эфирам стримов девушки.
Собирая по крупицам информацию, он начинает понимать, что его обманывает полиция. На популярном зарубежном сайте Rotten Tomatoes фильм набрал довольно неплохой рейтинг у зрителей — 92%.
В том же 2018 году Бекмамбетов снял и ещё один фильм в формате screenlife — «Профиль». Но в данном случае он выступил не продюсером, а режиссёром. Этот формат позволяет серьёзно сократить время и средства на сами съёмки, да и новые сюжетные линии можно легко вплетать по ходу монтажа, не собирая всю съёмочную группу лишний раз. Зато время на монтаж вырастает значительно — до полугода и более. Тем не менее, многие уверены, что в будущем фильмы такого формата станут обычным явлением.
Другим экспериментом Бекмамбетова как продюсера стал фильм 2016 года «Хардкор». Фантастический боевик, режиссёром которого выступил известный клипмейкер Илья Найшуллер, навёл много шума и вызвал океан споров и дискуссий. Российские зрители раскололись на два лагеря: одни были в восторге от нового формата, другие ругали отсутствие цельного сюжета и смысла как такового.
Особенность «Хардкора» в том, что он снят от первого лица. Зритель, по сути, не просто наблюдает события, а практически участвует в происходящем. Боевик очевидно рассчитан на фанатов компьютерных игр. Действие здесь развивается с невероятной скоростью, превращая происходящее в настоящий вихрь событий.
Примечательно, что в «Хардкоре» не было даже единого главного героя — роль киборга Генри, убегающего от преступника-альбиноса Акана, исполняли разные экстрим-операторы и каскадёры, а часть снял даже сам Илья Найшуллер. На кинофестивале в Торонто фильм завоевал приз зрительских симпатий в программе «Полуночное безумие». Однако в прокате за рубежом ожиданий не оправдал.
В том же 2016 году Бекмамбетов спродюсировал фантастическую комедию режиссёра Максима Свешникова «Взломать блогеров». Блогосфера — почва, на которую давно пытаются делать ставки в кинематографе, но удачно выходит нечасто. А уж «выехать» на российских блогерах и вовсе сложно. Поэтому не удивительно, что в итоге бездарная картина провалилась с громким и диким треском.
В фильме снялись популярные на тот момент отечественные блогеры Саша Спилберг, Иван Рудской и Марьяна Рожкова. Сюжет картины рассказывать довольно больно, поэтому мы ограничимся общим описанием: в картине идёт речь о приключениях блогеров, невероятным образом попавших «в компьютер».
На «Кинопоиске» фильм побил все рекорды, набрав рейтинг около единицы — самый низкий за всю историю сайта. Правда, проблема оказалась, по мнению критиков, не столько в бездарности самих блогеров, сколько в том, что их в кино как раз было очень мало. Вместо картины со своими кумирами в главных ролях подростки, на которых был рассчитан фильм, получили «дешёвую анимацию и рекламу».
В рекламе Бекмамбетов, впрочем, всегда был силён. В конце концов, именно с уникальных сюжетных роликов для банка «Империал» в девяностых он и начал свою карьеру. И невероятный успех той рекламы не вызывает у продюсера и режиссёра удивления:
— Дело в том, что в то время не было кино, в девяностые годы кинотеатры были закрыты, — рассказал в интервью телеканалу «78» Бекмамбетов. — И нам, начинающим кинематографистам, не было другого способа себя выразить, кроме как в формате рекламы. Мы снимали рекламу и думали, что мы снимаем кино. Такие вот мы были наивные. Поэтому это было сделано не на заказ, а как некий акт самовыражения, и соответственно, это «зашло» людям.
«Зайдёт» ли зрителям новое вертикальное кино? Посмотрим через год.