О том, что в Смольном скоро подпишут документ, запускающий в Петербурге с лета 2020 года транспортную реформу, 78.ru сообщил в конце января. Тогда же стало известно: целый год горожан, вопреки изначальным заверениям чиновников, обслуживать будут и машины с солидным пробегом, правда, не более года.
Теперь подпись на этой бумаге с официальным названием «документ транспортного планирования» поставил губернатор Александр Беглов. С 16 июля этого года в городе начнётся масштабная перестройка транспортной сферы. Реформа уберёт с городских улиц маршруточников, из общественного транспорта — контроллёров, а чиновников заставит менять правила игры уже, возможно, по осени.
Всего с 16 июля 2020 года петербуржцам из существующих 651 маршрута оставят 472. Как заверяют в Смольном, уберут дублирующие друг друга и оптимизируют существующие линии. При этом горожанам придётся попрощаться с привычными маршрутками, то есть с машинами с пометкой «К». Для частных перевозчиков оставят возможность работать в городе, но на условиях обычного общественного транспорта с его регулируемым тарифом, и если предприниматели ещё выиграют конкурсы. В таких машинах заставят принимать все виды проездных и предоставлять предусмотренные городским и федеральным законодательством льготы. Сами ПАЗики, наследие маршруточников, обещают частично сохранить для условных дорог к новостройкам, где большие автобусы просто не проедут.
Автобусам любой вместимости запретят останавливаться по требованию по пассажиров. Выйти можно будет только на официальных остановках.
В машинах, как заверяют чиновники, горожанам обеспечат комфорт: чистоту в салоне, кондиционер, низкий пол для маломобильных граждан, спутниковую связь и возможность наблюдать, когда транспорт приедет на остановку в режиме on-line. Сами машины покрасят в лазурный цвет оттенков «Зенита». Однако последнее новшество коснётся не всего парка. Из салонов автобусов пропадут кондукторы.
Перевозчиков обяжут соблюдать расписание и правила дорожного движения. Так, согласно условиям контрактов, которые заключат по итогам конкурса, автобусы смогут опережать расписание не больше чем на одну минуту и отставать не больше чем на десять. Иначе перевозчика накажут рублём.
Конкурсы для перевозчиков объявят в феврале этого года, контракты подпишут до мая. Сейчас уже сформировано 42 лота. По 18 из них предпринимателей ждут исключительно с новой техникой с датой выпуска не позже 2018 года. Такие машины выйдут на 131 маршрут и смогут «бегать» по ним пять лет. По остальным запустят технику, произведённую не позже 2011 года. Такие машины, впрочем, перекрашивать в лазурный никто уже не собирается. В течение года этих «старых коней» перевозчикам надо будет поменять на новых, а «старье» убрать с улиц к середине лета 2021 года. В итоге к этому времени у города будет 2662 новых автобуса.
Как говорят в Смольном, ГТЛК, «Сбербанк-Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг», а также ГАЗ, КамАЗ, «Волгобас», МАЗ свои намерения поставлять автобусы пока подтверждают.
При этом при необходимости власти рассматривают возможности разыграть на конкурсах ещё 18 приоритетных маршрутов, однако затраты на них оцениваются в 800-900 млн рублей. Эти деньги в бюджете Петербурга не предусмотрены. Но такие конкурсы станут возможны в том случае, если на первоочередных 42 лотах удастся сэкономить.
О возможности корректировки по осени этого года реформы с учётом «набитых шишек» и предложений населения чиновники уже упоминали. Хотя такие инициативы горожан и депутатов в итоговый документ так и не попали.
Как считает депутат ЗакСа Оксана Дмитриева, документ в итоге так и остался сырым, малопонятным и вряд ли пригодным для жизни.
— Мы сейчас сделали запрос к вице-губернатору Максиму Соколову по поводу транспортной реформы. Потому что нам нужна информация. Во-первых, мы хотим выяснить, какова плотность дорожной или маршрутной, сети. Это всегда было показателем экономического развития территорий. Мы хотим получить данные по количеству остановочных павильонов, так как от этого зависит доступность общественного транспорта. Мне гипотетически кажется, что направление, которое выбрано на сокращение маршрутов, уменьшение числа остановок, переход от средней и малой вместимости машин к больше — это кардинально неправильное направление. Три небольшие автобуса могут обеспечить гораздо более гибкие перевозки, чем один большой. В первом варианте можно организовать разные маршруты и адаптировать их к потребностям населения, — отметила она.
По словам Оксаны Дмитриевой, для реформы нужны чёткие математические расчёты, а их как не было, так и нет. Из-за этого всех ждёт «корректировка реформы за корректировкой».
Как отмечает эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин, в общем и целом в рамках реформы «наверное, были сделаны правильные шаги, без слома системы перевозчиков с переходом на исключительно на новый транспорт». Однако в целом горожане устали от постоянных «шараханий чиновников то туда, то сюда». Сейчас все уже ждут главного эксперимента: что случится в первые дни, когда маршрутки отменят, и действительно ли общественный транспорт начнёт наконец-то ходить нормально без получасовых опозданий.