Последние два десятилетия в политическом поле с завидным постоянством вставал вопрос о необходимости объединения Петербурга и Ленобласти. В своё время в 2011-2012 годах по такому пути пошла первопрестольная, когда появилась Большая Москва. Власти Северной столицы и 47-го региона категорически выступали против слияния субъектов, но отчётливо понимали: развиваются два региона сообща, а Петербург и вовсе «взят» в кольцо Ленобласти. Всё это привело к трансформации политического аспекта в экономический и появлению термина «интеграция». Её губернатор Северной столицы Александр Беглов назвал «революционным процессом по налаживанию партнёрских отношений между двумя регионами». А глава Ленобласти Александр Дрозденко подчеркнул, что в современных условиях больше не надо вести речь об изменении границ субъектов, которое не приведёт ни к социальным, ни к политическим последствиям».
Эксперты в эфире программы «Открытая студия» обсудили, зачем интеграция потребовалась и как она может изменить жизнь горожан и жителей 47-го региона к лучшему или худшему.
Как подчеркнул вице-губернатор Ленобласти по экономическому блоку Дмитрий Ялов, есть очевидные ключевые момента, по которым два региона взаимосвязаны. Это транспортное сообщение и создание социнфрастуктуры с ее последующим использованием. В —третьих, это так называемые трансграничные госуслуги для населения.
Глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Смольного Валерий Москаленко добавил еще одно важное направление сотрудничества: это консолидация законодательства в области мер социальное поддержки жителей Северной столицы и Ленобласти
— Вопросов так много, что их все с ходу не назовешь. Например, это также продовольственная обеспеченность. В части ее безопасности для Петербурга, а для Ленобласти — развития агропромышленного комплекса региона. Свежие продукты — это модный тренд, и они, произведенные в 47 регионе, для горожан находятся в приоритете. Поэтому мы постоянно ведем разговор с ретейлерами по размещению транспортно — логистических узлов у соседей. Это выгодно и городу, — пояснил Валерий Москаленко.
Депутат ЗакСа Александр Тетердинко уверен, что на самом деле Петербург и Ленобласть уже давно интегрировались друг к другу.
— Экономика, социальная сфера развиваются параллельно, хотим мы этого или нет. Жители Ленобласти приезжают в Петербург, горожане — в 47 регион. Однако до сих пор процесс взаимной интеграции был несколько хаотичен и не регулируем. Теперь будем надеяться, что вопросы удастся решать совместно без перекосов ни в транспортной, ни в социальной инфраструктуре, — пояснил он свою мысль.
Александр Тетердинко заверил: парламентарии двух регионов уже давно сотрудничают друг с другом. Так, в прошлом году были приняты изменения, позволяющие сформировать схему единого территориального планирования.
— К общему Генплану, как это было в советские времена, мы не вернемся. Но схема — это документ, который выше, чем Генпланы отдельных поселений, — уверен он.
Как подчеркнул Дмитрий Ялов, дело давно не в общем Генплане, а в подходах к решение проблем со строительством на приграничных территориях регионов. Это всем известные Кудрово, Новодевяткино и т. д.
— Сейчас люди часто живут так, что через дорогу уже находится другой субъект. Здесь важно сделать так, что на таких территориях люди не испытывали проблем: вот здесь Петербург, а там Ленобласть. Сейчас в правительствах двух регионов обсуждается проект, чтобы услуги стали экстерритоиальными. Например, человек живет в Петербурге, а на работу ездит в Ленобласть. Наша задача заключается в том, чтобы такой горожанин мог днем получить услуги в МФЦ 47 региона. И наоборот, — поставил задачу чиновник.
Дмитрий Ялов напомнил, что большой объем разрешений на возведение жилья был выдан, когда в Ленобласти эти полномочия отдали на уровень муниципалитетов. Сейчас такие полномочия изъяты и переданы на региональный уровень.
— Мы жестко регулируем, чтобы диспропорций в этой сфере больше не возникало. А где решения уже были приняты, мы работаем. В Кудрово, например, открыта школа — технопарк, — привел пример он.
Валерий Москаленко считает, что в строительной сфере есть два вопроса. Первый — это накопленный в городе инфраструктурный дефицит в городе. Второй — аналогичная ситуация на смежных территориях. Сейчас городу необходимо получить почти две сотни новых соцобъектов. При этом город готов справиться со своими проблемами в обозримом будущем за счет работы с инвесторами, финансирования от банков, но как решать проблемы на смежных территориях пока никто не знает.
Как напомнил Дмитрий Ялов, нередки случаи, когда молодая семья находится на очереди в детсад в одном из регионов, а потом переезжает.
— Мы должны договориться, чтобы семья очереди не теряла. Сейчас они попадают в конец очереди, — констатировал он.
Однако если по детсадам вопрос еще можно решить, то совсем другая ситуация возникает с городскими школами. Даже в Петербурге при записи в них в первые классы действует принцип территориальной близости к учебному заведению. Впрочем, как уверен, Валерий Москаленко, и эту проблему можно решить, коль скоро Ленобласти и Петербургу удалось достичь согласия по метро в Кудрово. В этом году город займется проектированием, а Ленобласть предоставит Северной столице участок под депо. Метро обещают запустить в 2025 году.
Сейчас при обсуждении вопросов интеграции двух регионов, эксперты часто говорят о разных финансовых возможностях регионов.
При этом Ленобласть на ПМЭФ-2019 смогла привлечь на триллион, а Петербург — только на миллиарды. Как пояснил Валерий Москаленко, в 2019 году 47 регион презентовал самые масштабные проекты за последние 20—30 лет и удачно воспользовался своим географическим положением.
— Четыре анонсированных порта — это в будущем это огромный экономический эффект для региона. При этом объем перевалки таких объектов Ленобласти уже превышает аналогичные показатели по Большому порту Петербурга. Но у нас, как у регионов, разные инвесторы и ниши для инвестирования. Если в 47 регионе это наливные грузы, то в Петербурге перерабатывается до 70% контейнерных перевозок со всей страны. Также и по всем остальным направлениям. Нам не надо конкурировать, а искать, чем друг друга дополнить, тогда и рабочие места сохранятся, и деньги от инвесторов поступят в бюджет, — рассказал он.
Дмитрий Ялов припомнил, как недавно посещал самый крупный логистический комплекс продуктового ритейлера «Ленты» в Ленобласти с длиной здания около 1 км.
— Понятно, что этот объект у нас бы не появился, если бы не было спроса в Петербурге и регионах СЗФО, — признал он.
Как признали все участники дискуссии, неоспоримым преимуществом Ленобласти являются земельные запасы. Наделы там по стоимости значительно дешевле городских пятен. Но от ограниченности земельного банка выигрывает и Петербург. За участки для престижных проектов город разумно может просить высокую цену.