Прямой эфир

В избранных местах: почему «Чистое небо» так и не избавило центр Петербурга от проводов

Светлана Коваленко
8 февраля 2020, 17:46
В комитете по информатизации уверены, что справились с первой частью масштабного проекта «Чистое небо», который должен был избавить Невский от проводов. Но любой горожанин или гость Петербурга собственными глазами может убедиться в обратном.
Фото: пресс-служба СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Планы по избавлению центра Северной столицы от проводов ради открыточных видов исторических панорам и памятников городские власти вынашивали ещё с 2012 года. В 2017 году проект получил амбициозное название «Чистое небо». Но хотя бы приступить к его реализации удалось далеко не с первой попытки. Под эгидой зачистки Невского проспекта от проводов чиновники на миллиарды рублей закупили «безрогие» троллейбусы, которые в итоге отправились на городские окраины.

78.ru разбирался, почему «Чистое небо» не избавило главную магистраль Северной столицы от воздушных линий связи и коммуникаций, а также попытался выяснить, есть ли у проекта будущее или на нём уже поставлен жирный крест.

Запутанный клубок

Два года назад теперь экс-глава комитета по информатизации (КИС) Смольного Денис Чамара обещал запустить проект до конца 2017 года (формально именно этот комитет отвечает за «Чистое небо», а фактически им занимается подведомственное унитарное предприятие «АТС Смольного» — прим.редакции). Но уже тогда председатель комитета по транспорту Александр Головин столь оптимистичен не был и говорил о 2018 годе. Затем КИС сам сдвинул сроки на первый квартал 2018 года.

Фото: flickr.com/ Andrey Filippov
Фото: flickr.com/ Andrey Filippov

К работам в итоге приступили летом 2018-го. Тогда же «Ростелеком» взялся помочь городу с расчисткой проводов. Компания была готова за свой счёт перенести в канализацию провода других операторов, а те, как предполагалось, должны были платить деньги за аренду инфраструктуры под землёй. Такой расклад большинство операторов, с которыми никто и не общался толком на эту тему, не устроил. Осложнило ситуацию и наличие так называемых бесхозных, а также «нелегальных» линий и кабелей, появившихся на Невском в «нулевые».

Летом 2019 года КИС, как сообщали городские СМИ, расписался в невозможности полностью зачистить ключевую магистраль Северной столицы от проводов без корректировок федерального законодательства. По одной из версий, такие изменения должны были предоставить уже КГИОПу право обращать в суд за вынесением штрафов для проводов, уродующих облик исторических зданий, а потом требовать демонтажа воздушных линий. С тех пор о проекте ничего слышно не было.

На все 100%?

Как сообщили 78.ru в пресс-службе КИС, «по итогам 2019 года можно констатировать, что в результате реализации проекта удалось очистить Невский проспект от воздушных волоконно-оптических линий связи на 100%».

— В настоящее время ликвидированы все 430 воздушных кабельных переходов над Невским проспектом от Дворцовой площади до улицы Александра Невского, — заявили там.
Фото: flickr.com/ Ninara
Фото: flickr.com/ Ninara

Ранее эти работы, по данным СМИ, оценивались в 30 млн рублей. Впрочем, в пресс-службе комитета тут же сделали принципиальную оговорку

— Данные работы не коснулись иных воздушных линий связи — медных линий звукового вещания и оповещения коаксильных кабелей операторов телевизионного вещания, кабелей лифтовой связи и других, — подчеркнули там.

Пожаловались в ведомстве и на то, что федеральное законодательство не запрещает организацию и эксплуатацию воздушных линий связи. Это, по мнению чиновников, и является основной проблемой. Вывести их из законного поля городским законом или нормативным актом не представляется возможным так же, как и запретить появление новых проводов.

«Денег нет, но мы планируем»

При этом в КИС обнадёжили: в 2020 году планируется продолжить зачистку центра Петербурга от проводов. Волоконно-оптические кабели должны исчезнуть с Большого проспекта Петроградской стороны и в «Квартале музеев», территории, ограниченной набережной реки Мойки, Конногвардейским бульваром, Исаакиевской площадью и Новой Голландией. О планах по части магистралей Петроградского района говорили ещё в 2016-2017 годах, но о второй зоне речь ещё не шла.

Здесь стоит отметить, что в бюджете Северной столицы на 2020 год предоставление средств на проект по линии КИС не предусмотрено.

Фото: flickr.com/ FAndrey
Фото: flickr.com/ FAndrey
— По существу в настоящее время в рамках проектирования (госконкурсы в адресно-инвестиционной программе) ведётся проработка вариантов. Сколько реально будет стоить проект и его реализация, пока непонятно, — прокомментировали в пресс-службе отсутствие финансирования.

Здесь необходимо отметить и ещё один нюанс. В конце 2019 года Денис Чамара, «идеолог» проекта, перешёл из КИС на работу в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Комитет возглавил Станислав Казарин, который, по традиции смольнинских чиновников, видимо, уже проводит ревизию проектов предшественника.

«Газпром» в помощь

Как сообщили в пресс-службе комитета по энергетике и инженерному обеспечению, в 2018 году подведомственное учреждение СПб ГБУ «Ленсвет» частично убрало свои провода около Казанского собора.

— На текущий момент по Невскому проспекту в створе Садовой улицы, Зелёного моста, Михайловской улицы, над Аничковым мостом сохраняется наличие 18 подвесных светильников и 700 м воздушных линий, что составляет 3% из проложенных 24 км электрических сетей под землёй. Подвесные светильники применяются в тех местах, где невозможно установить металлические опоры на фундаментах, — рассказали в ведомстве.
Фото: flickr.com/ jaime.silva
Фото: flickr.com/ jaime.silva

Так, как отмечают в комитете, последние годы «чистым» небо уже стало над свыше 380 улицами и автомагистралями, в том числе в историческом центре города, 100 жилыми кварталами и микрорайонами, 100 садами и парками Петербурга.

При этом «Газпром» предоставляет «Ленсвету» благотворительные средства на установку декоративных светильников вместо обычных фонарей. Такие работы проводятся в центре Северной столицы и на основных туристических маршрутах.

— Данное направление развития наружного освещения пересекается с проектом «Чистое небо» в плане прокладки сетей освещения подземным способом. Так, например, за последние 10 лет в центре города на свыше 65 объектах наружного освещения проложено свыше 100 км сетей преимущественно под землёй с демонтажем старых подвесных светильников и установкой декоративных чугунных фонарей, — отметили в пресс-службе комитета по энергетике.
Фото: flickr.com/ Ninara
Фото: flickr.com/ Ninara

Там также сообщили, что в 2019 году подобные работы были выполнены по Большому проспекту Петроградской стороны, куда КИС ещё только намерен выйти в будущем.

Не пропадать же добру

На 115 троллейбусов с динамической подзарядкой, которые изначально и должны были отправиться на Невский, комитет по транспорту Смольного в 2017 году потратил свыше 2 млрд рублей. Контракт заключили с ООО «Тролза-Маркет», которое обошло конкурента ООО «Глобал Бас» (официальный дилер белорусского МАЗ).

Однако затем выяснилось, что машины, обошедшиеся почти в 20 млн рублей за единицу, из-за технических особенностей не вполне подходят для главной магистрали Северной столицы. Закупленным троллейбусам, которые, кстати, сначала тестировали в Москве, а потом там от них отказались, не хватало заряда аккумуляторов из-за длины маршрута.

— Первой троллейбусной линией в центре города, где была применена технология автономного хода, стал маршрут № 17, на который в мае 2018 года вышли троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Это позволило освободить от растяжек контактной сети Казанский собор, а впоследствии «спрямить» трассу, чтобы ускорить оборачиваемость транспортных средств на маршруте (и таким образом уменьшить время ожидания для пассажира), — рассказали в пресс-службе комитета.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Там напомнили, что в настоящее время по Невскому ходят троллейбусы №№1, 5, 7, 10, 11, 22. А чтобы полностью воплотить проект «Чистое небо» в жизнь, потребуется замена 100 единиц подвижного состава троллейбусного парка № 3, добавили в пресс-службе комитета по транспорту. То есть, речь опять может пойти о закупках на миллиарды рублей из городской казны.

Между тем, сейчас перед ведомством стоит задача запустить в Петербурге с лета этого года транспортную реформу, которая готова поглощать десятки миллиардов рублей. Расходы казны на неё только на 2020 год должны превысить 10 млрд рублей, против выделения которых комитету «костьми ложился» финансовый блок. В этих условиях вряд ли можно представить себе ситуацию, когда кто-то даст добро на закупку очередных дорогих и сомнительных игрушек исключительно для не менее спорного проекта «Чистое небо».