Общество
07:371 февраля 2020

Танцы вокруг дома Басевича: градозащитники готовы биться за памятник до конца

В Петербурге вновь разгорается скандал с возможным сносом дома Басевича на Петроградской стороне. Судьбу памятника чиновники планируют решить 5 февраля, а градозащитники собирают в Интернете подписи за сохранение объекта и готовятся к флэшмобу.
Фото: Градозащитный Петербург

Вынести вердикт о возможности сноса дома Басевича на Большой Пушкарской, 7 с воссозданием лишь лицевого фасада и строительстве затем на участке апартаментов для артистов Академии танца Бориса Эйфмана рабочая группа КГИОП должна была ещё 23 января. Однако чиновники в последний момент передумали и перенесли заседание на 5 февраля. Это произошло на фоне кампании по защите памятника, которую развернули городские градозащитники. В Интернете они разметили петицию с требованием не допустить снос здания и пообещали 1 февраля организовать флэшмоб «Спасти Дом Басевича: живая цепочка».

Неожиданная новость

Петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) накануне, 30 января, уже направило письмо по ситуации с домом Басевича в адрес вице-губернатора Николая Линченко. В документе активисты отмечают, что памятник является одним из самых известных на Петроградской стороне, к его судьбе приковано внимание экскурсоводов, местных жителей, историков архитектуры. Возведённый в 1912 году по проекту архитектора Зазерского дом является образцом модерна. В 2008 году здание было расселено и долгое время оставалось пустующим.

— С передачей здания в 2016 году Академии танца Бориса Эйфмана появилась надежда на его восстановление. Ещё в 2018 году жителей Петроградской стороны и активистов уверяли, что дом отремонтируют и приспособят для нового использования. Неожиданной новостью стало для нас известие, что по заказу Академии подготовлена документация на полный снос дома, предусматривающее новое строительство и лишь воссоздание лицевого фасада. Считаем, что данное решение не является обоснованным, принято поспешно и требует пересмотра, — отмечается в письме.
Фото: Градозащитный Петербург
Фото: Градозащитный Петербург

В связи со сложившейся ситуацией градозащитники предлагают организовать рабочую группу для поисков путей спасения памятника.

В петиции, размещённой в Интернете на ресурсе Change.org, активисты уточняют: проект сноса дома выполнен по заказу Академии танца Бориса Эйфмана.

— Вместо сохранения и реставрации предполагается полная разборка величественного здания и строительство на его месте жилья для артистов. Такой подход недопустим, дому необходим ремонт и восстановление, — поясняется в тексте петиции.

В комментариях к документу пользователь Михаил Черных заявляет и о планах «по уничтожению углового сквера (сад детского сада), что для Петроградской стороны абсолютно недопустимо».

Методом постепенного захвата?

Академия танца Бориса Эйфмана открылась на Большой Пушкарской, 14Б в августе 2013 года. В состав комплекса, возведённого по проекту архитектора Никиты Явейна, вошли зал-трансформер, бассейн с тренажёрным залом, 14 балетных залов, столовая и пансионат. Объект появился на месте бывшего памятника — кинематографа «Ассамблея», построенного в 1913 году и имевшего охранный статус до 2011 года. Его сняли для реализации девелоперского проекта, затронувшего также приспособление деревянного особняка Греффе-Доберта под современное использование. Из-за чего, как жаловались тогда градозащитники, объект оказался изуродованным.

Особняк Греффа-Доберта после реставрации/ Фото: пресс-служба комитета по строительству Санкт-Петербурга
Особняк Греффа-Доберта после реставрации/ Фото: пресс-служба комитета по строительству Санкт-Петербурга

Через несколько лет было принято решение о расширении комплекса. В 2017 году Академия получила здание бывшей школы №91 на Введенской улице, 3А. Изначально предполагалось, что часть помещений этого объекта будет использоваться для обучения детей жителей Петроградской стороны. В феврале 2019 года реконструкция школы и строительство нового учебного театра танца на Введенской были завершены. Затраты на эти цели, согласно городской адресно-инвестиционной программе, составили 2,2 млрд рублей с учётом приобретения театрального оборудования. При этом расширение комплекса сопровождалось обвинениями местных жителей, что из-за этого проекта трещинами пошли жилые дома.

В марте прошлого года на месте бывшего склада Канатной фабрики Гота на Петровском острове на Петровском проспекте, 20 заработали художественные мастерские Театра балета Бориса Эйфмана. Затраты, о которых в городских СМИ говорится как о сумме в 30 млн рублей, на такие преобразования легли на городскую казну.

В мае 2018 года в доме Басевича произошёл пожар.

В пресс-службе Академии танца прокомментировать новые, но очередные претензии градозащитников по памятнику отказались. Однако там заверили, что в скором времени все подробности проекта узнают журналисты.

В пресс-службе Setl City пояснили, что холдинг профинансировал проектирование общежитий для Театра танца и Академии балета Бориса Эйфмана, а также выступил заказчиком изыскательских работ.

Визуализация проекта/ Фото: ООО «Проектная культура»
Визуализация проекта/ Фото: ООО «Проектная культура»
— Дальнейшего участия холдинга в строительстве не предусматривается. Все дальнейшие вопросы по проекту следует адресовать организациям, ответственным за проект: заказчиком проекта является комитет по строительству, а пользователем — СПБ ГБУК «Академический театр Бориса Эйфмана». Разработкой проекта занималось ООО «Проектная культура», в данный момент проект находится на согласовании в КГИОП, — заявили там.

Примечательно, что согласно данным сайта саморегулируемой организации «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга», ранее ООО «Проектная культура» называлось ООО «Владимир Григорьев и партнёры». Эту организацию до 2015 года возглавлял действующий глава КГА Владимир Григорьев.

Решить судьбу памятника на Большой Пушкарской рабочей группе КГИОП предстоит 5 февраля. Флешмоб градозащитников начнётся в субботу, 1 февраля, в 12:00 около дома Басевича.

ПамятникиНедвижимостьРеставрации
Новости партнеров