Граффити «Вода — это жизнь» появилось на стене одного из домов по Гаванской улице 30 лет назад. Если быть точнее, то 29,5 лет — летом 1990-го. Над аллегорическим изображением Матери-Земли трудились 15 человек, и пришло время потрудиться над ней снова: работа остро нуждается в реставрации.
Художник Николай Богомолов, один из авторов мурала, хорошо помнит начало работы над граффити, ведь совместная работа американских и советских художников стала первым произведением такого рода в Северной столице страны.
Поводом к созданию стала международная программа «Все за одну Землю» — популярный в то время обмен художников и экологов СССР и США, который начался поездкой ленинградских художников в Сан-Франциско, а в июне—июле 1990 года американские художники прибыли в Ленинград, где вместе с ними и создали несколько работ. Работу Water is Life писали, в частности, Сюзан Сервантес, Луис Сервантес и Карлос Лоарка, плюс петербургский художник Николай Богомолов и ещё 15 петербургских художников на подмоге. Данные эти были изначально написаны в нижней правой части росписи, а также на той части, которая заходит на пристройку справа, но сейчас они уже стёрты.
Между тем уже 30 лет назад художники пытались привлечь внимание к экологическим проблемам: тогда горожан особенно беспокоило загрязнение Финского залива.
— У нас не было изначально готового проекта, он появился спонтанно. Это то, что нас тогда волновало. То есть проблемы экологии города, проблемы сохранения жизни и сохранения чистоты воды, — вспоминает Николай Богомолов.
Во время работы наш герой занимался координацией между художниками, помогал найти общий язык русско- и англоговорящим коллегам. А ещё привлек к творчеству свою маленькую дочь. Маленький кот с радужными крыльями, к примеру, принадлежит кисти тогда ещё девятилетней девочки.
Но со временем изображение начало разрушаться. Краски выцвели, кое-где осыпалась штукатурка. Благо, нашлись городские реставраторы, которые готовы граффити восстановить.
— У нас есть и опыт работы, и мастера, и реставраторы высшей категории в нашей команде есть, и сам я занимаюсь уже не первый год этим. В результате качества нашей работы можете убедиться сейчас, поехать в Чкаловский сквер на Пионерской улице, 17. Там два брандмауэра общей площадью 16 кв. м — в два раза больше, чем здесь, — отмечает реставратор Александр Анисин, добавляя, что он сейчас ведёт активные переговоры об этом с местной администрацией.
Вскоре планируется проведение комиссии, по итогам которой будет оценено качество росписи. Также эксперты скажут, можно ли Матерь-Землю сохранить.
Бывают случаи, когда оригинальное изображение нужно полностью убрать, а на его место нанести точную копию. Но в этот раз велики шансы сохранить большую часть картины, так как сильно пострадала только нижняя её часть. По словам Николая Богомолова, стена была покрыта специальным лаком, который улучшает адгезию, то есть сцепление краски, а также укрепляет стену. По окончании роспись покрыли защитным слоем.
Архитекторы утверждают, что сохранение и реставрация граффити — это общемировая практика. Но перспективы работы пока оценивают неоднозначно.
— Это ведь история города, может быть, если кому-то это нравится, то и следует сохранить. Но с точки зрения горожанина, что ли, для меня всегда это изображение было странным, не очень уместным, — говорит архитектор Рафаэль Даянов.
В комитете по строительству и архитектуре подчеркнули, для начала реставрации придется заручиться в том числе и разрешением собственников жилых помещений. Ведь следует учитывать, что разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать эстетическое состояние территории Петербурга и архитектурно-градостроительный облик зданий, а также соответствовать нормативной правовой документации. Именно эти параметры оцениваются при согласовании проекта.
Для оценки качества образного решения, художественного исполнения и обоснованности выбора места размещения произведений с учётом градостроительной ситуации в составе Градостроительного совета при правительстве Петербурга создана экспертная группа по вопросам монументально-декоративного искусства.
Теперь реставраторы намерены получить необходимые разрешения у профильного комитета и узнать мнение местных жителей. Если проект одобрят, только на подготовительные работы уйдёт не меньше двух месяцев.