История
16:4424 января 2020

Поезд Победы: ретросостав 1929 года отправился на станцию Петрокрепость

Знаменитый поезд, первым доставивший провизию жителям осаждённого города, до сих пор на ходу благодаря энтузиазму сотрудников.
Фото: 78.ru

С Финляндского вокзала на станцию Петрокрепость отправился паровоз, выпущенный в 1929 году. Такие локомотивы первыми проехали по Дороге Победы, которую построили всего за 17 дней после прорыва блокады. С помощью паровозов доставляли продовольствие для выживших ленинградцев. Телеканал «78» рассказывает о подвиге железнодорожников.

Ретропоезд отправляется с 10-й платформы на Финляндском вокзале. До станции Петрокрепость — 35 километров пути. Вадим Гуков уже семь лет управляет этим историческим локомотивом. Перепачканные в саже руки — для него дело привычное. Понятно, что никакой электроники в паровозе 1929 года выпуска не предусмотрено.

— Здесь чистая механика практически, здесь нет никаких приборов. Всё человек практически определяет на слух, визуально, на запах, в общем-то с паровозом разговаривают как с живым существом, — рассказывает машинист Вадим Гуков.

Для таких составов уже давно не изготавливают детали. Почти исчезла и профессия машиниста паровоза. Всё держится на энтузиазме самих локомотивных бригад.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Запчасти вытачиваются и делаются самими работниками — таких запчастей уже не купишь, но пока уголь есть — паровоз будет ходить, — отмечает заместитель главного инженера ОЖД Дмитрий Большаков.

На историческое путешествие уйдут тонна угля и 1,5 часа. В блокадные годы — выручала и хитрость. В лесистой части дороги кочегар специально забрасывал побольше топлива в топку, чтобы сильно разогнать состав. А на открытом участке — прикрывал форсунку и не выпускал дым. Поезд катился по инерции по опасному отрезку, оставаясь незамеченным для немцев.

Через станцию Петрокрепость пролегала дорога Победы, которая соединяла Ленинград с большой землёй. Временную железнодорожную ветку длиной 33 километра построили всего за 17 дней после прорыва блокады. Именно паровоз этой серии первым 7 февраля 1943 года привёз вагоны с продовольствием для ленинградцев.

На платформе ждёт девушка-сигнальщик. В годы войны в любую погоду, под обстрелами, эти работники железной дороги — их ещё называли живыми семафорами — освещали фонарями путь, прокладывали который такой морозной зимой, что трещали стволы деревьев.

По Дороге Победы — между станциями Шлиссельбург и Поляны — прошли 150 тысяч вагонов, которые перевезли почти 4,5 млн тонн ценного груза. Первый паровоз из Ленинграда отправился с Финляндского вокзала 7 февраля 1943 года. Тянул вагоны с орудийными отливками на фронт. Теперь он — на вечной стоянке у станции Петрокрепость. Рядом — стела героям-железнодорожниками.

— Каждый человек знал маленькую свою операцию по всей протяжённости моста — вот это всё был народ, и при попадании одного снаряда сразу гибло по 15-20 человек. Цифра 100 погибших за строительство — я не уверена, что она правильная. Я думаю, что погибло гораздо больше, — считает методист мемориального музея «Дорога Победы» Татьяна Демидова.

В музее «Дорога Победы», который делит здание станции с билетными кассами, больше 3000 экспонатов. Личные предметы железнодорожников: от писем до фуражек. Жили путейцы в землянках, но с телефоном. Связь была нужна, чтобы оперативно получать приказы и обеспечивать бесперебойное движение составов с продовольствием, спасая жизни жителей осаждённого города.

Ж/дБлокадаВидео
Новости партнеров