Первый этап разработки концепции в Смольном представили ещё осенью прошлого года. Тогда и стало известно о двух надземных полукольцах на севере и юге, которые и должны были помочь городу с обеспечением перевозок пассажиров по примеру надземных направлений в Москве. В конце 2019 года в СМИ появилась информация и о второй части концепции, рассчитанной до 2030 года и оцениваемой почти в 600 млрд рублей. На днях на площадке комитета по транспорту состоялось новое масштабное совещание с привлечением экспертов по документу, который после его окончательного утверждения чиновниками должны вынести на общественные обсуждения. Глава Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти Кирилл Поляков рассказал 78. ru, какие перемены готовит концепция жителям города на Неве и 47-го региона и что изменилось к последнему времени, а эксперты поделились своими сомнениями в качестве документа.
Как пояснил Кирилл Поляков, одна из главных идей документа — это организация тактового движения электричек. Теперь вместо полуколец как в Дирекции, так и в комитете по транспорту говорят о радиальных направлениях в Ораниенбаум, Гатчину, Колпино и Тосно. Не забыт, впрочем, и Белоостров через Лахту, где получены гарантии на федеральные деньги для строительства дорожной инфраструктуры для «Лахта Центра». Электрички будут ходить с интервалом 5-10 минут, а чтобы автомобили не встали в вечные пробки на пересечении железнодорожных и автомобильных дорог, появятся двухуровневые переезды.
—То есть, можно сказать, что это будут поезда внутри города, по существу перевозящие людей как наземное метро, — констатировал Кирилл Поляков.
Сейчас ветки для организации пассажирского движения есть, но они забиты грузовыми составами. Чтобы справиться с этой проблемой, как и планировалось раньше, предполагается строительство двух обходов. Северо-восточный получит выход на железнодорожную ветку Лосево-Каменогорск, а также новый мост для поездов через Неву, который соединит Кировский и Всеволожский районы Ленобласти. Этой переправы также в предыдущих планах не было.
Юго-Западный обход позволит избавить центр города от транзита грузов порта Бронка и других портов южной части Финского залива.
Кроме непосредственно новой железнодорожной инфраструктуры городу предстоит за свой счёт строить новые платформы, ТПУ и т.д. Как подчеркнул Кирилл Поляков, о конкретной стоимости программы пока говорить всё-таки рано, но обязательно расходы понесут и РЖД, и город, и Ленобласть.
По словам чиновника, против концепции не возражают даже перевозчики грузов. Для них вывод движения из Петербурга, наоборот, ускорит доставку товаров.
— И, естественно, этот документ готовился с учётом минимизации экологического ущерба для жителей двух регионов, — заявил Кирилл Поляков.
Первый этап документа рассчитан на период до 2024 года, второй — 2030. Утвердить концепцию в целом, по данным Кирилла Полякова, правительство Петербурга и Ленобласти должно в начале года. После чего документ, в подготовке которого помогали «многочисленные профессионалы» (по выражению чиновника— прим. ред), отправят на общественные обсуждения.
Кроме того, Кирилл Поляков сообщил, что городской «Подорожник» будет интегрирован с платежной системой РЖД, однако конкретику по проекту не пояснил.
В свою очередь опрошенные 78.ru эксперты в сфере транспорта признались, что… о документе имеют почти такие же представление, как городские СМИ.
— Ни лично ко мне, ни к коллегам, которых я знаю, за консультациями или просто внесением предложений не обращались. Между тем, расчёты наших организаций и заявленные цифры в концепции по пассажиропотоку на тех же бывших полукольцах, а теперь радикальных направлениях, расходятся, например, в четыре раза, — поделился эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
По его словам, непонятно, как была рассчитана и ключевая цифра в рекордные для концепции 600 млрд рублей.
Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников также рассказал, что ни его коллеги, ни знакомые не работали над документом.
Вместе с тем, он констатировал: идея начать с радиальных направлений, а не неких полуколец, представляется весьма здравой.
— Было бы хорошо, если бы действительно с этого начали. По радиальным направлениям у нас, в основном, есть запас мощностей. Достаточно вспомнить конец 80-х—начало 90-х годов прошлого века, когда электричек ходило в 1,5 раза большое. Расходы на закупку на нового подвижного состава и составления расписания не сравнимы затратами на создание полуколец, — пояснил Илья Резник.
По его словам, невозможно запустить такое движение лишь на московском направлении, и так перенасыщенном «Сапсанами», и мурманском (Колпино, посёлок Саперной, Понтонный), где слишком много грузовых составов.
Эксперт отметил также необходимость введения в Петербурге некоего аналога московского проездного документа, который синхронизирует плату в электричках и другом общественном транспорте (автобусах и т.д.).