С середины июля в Северной столице стартует транспортная реформа, которая уберёт с городских улиц привычные всем маршрутки. Результаты эксперимента чиновников станут очевидны к сентябрю, когда петербуржцы вернутся из отпусков и оценят работу общественного транспорта, где количество маршрутов сократится с 648 до 484. При этом на улицах всё равно останутся автобусы со сроком службы до 10 лет, а уже осенью реформу, которая обойдётся городскому бюджету только на этот год в сумму свыше 10 млрд рублей, могут отправить на корректировку.
Как рассказал на заседании комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа директор СПб ГКУ «Организатор перевозок» Владимир Шведченко, по результатам общественных слушаний, прошедших осенью 2019 года, было принято решение о создании 14 новых маршрутов, ещё в восемь внесены те или иные корректировки. Появятся и обещанные ранее горожанам экспресс-автобусы в Курортном районе, Красном Селе и Зеленогорске. Перенесены с 2022 года на 2020 год открытие новых маршрутов через мост Бетанкура от Крестовского острова на Шкиперский проток и маршрут от проспекта Культуры до деревни Новая. Сохранят и троллейбусные маршруты, о которых волновались горожане: 1, 4 и 42, 54.
— Кроме того, сейчас уже выбрано ещё 11 маршрутов, которые могут быть дополнительно открыты в случае необходимости, — пояснил он.
Как отметил Владимир Шведченко, в настоящее время исключительно маршрутками пользуются 270 тысяч петербуржцев.
— Этим пассажирам новая система должна доказать в течение короткого времени все свои преимущества, и они должны быть заранее проинформированы о планирующихся изменениях, — сказал он, добавив, впрочем, что на первых порах проблем не избежать.
Информационную кампанию по информированию горожан чиновники обещают запустить в мае в несколько волн.
При этом около 120 тысяч пассажиров из-за изменения привычных маршрутов будут вынуждены совершать дополнительную пересадку. Для этой категории насления появиться компенсация в виде нового тарифа «60 минут», который автоматически будет приняться в билетах на всех видах транспорта на «Подрожнике» и Единой карте петербуржца. Суть в том, что при совершении всех пересадок в течение часа за второй, третий и т. д. маршрут можно будет не платить.
— Петербуржцев, тех, кого ожидает улучшение, безусловно, в несколько раз больше, чем те, кто может испытать сложности, — постарался заверить Владимир Шведченко.
Он отметил, что улучшение ожидает тех пассажиров, в первую очередь, кто имеет право на льготный проезд. После старта реформы такие горожане смогут пользоваться льготами в полном объеме и везде. Таких горожан почти 2,5 млн. Сейчас половина из них иногда пользуется маршрутками и вносит плату там без льгот.
— Кроме того, более 1,5 млн горожан пользуются в настоящее время скидками при оплате «Подорожником» и ЕКП. Суммарная экономия тех, кто пользуется льготами и скидками за проезд составит более 8 млрд рублей. Эти расходы как раз и возьмет на себя городской бюджет. Для личных бюджет, особенно социально незащищенных горожан, это будет серьезное подспорье, — выразил уверенность Владимир Шведченко.
При этом время ожидания автобуса для более, чем 1 млн пассажиров, которые не могут позволить себе пользоваться маршруткой, сократится в 1,5 раза. Более чем у 750 тысяч петербуржцев уменьшится время поездки, у 80 тысяч не будет пересадки. А для всех 3,5 млн пассажиров повыситься безопасность.
Конкурсы для перевозчиков пройдут в марте — апреле. Сейчас уже сформировано 42 лота. Самый маленький из них включает 19 автобусов, самый большой — 100. Это сделано для обеспечения конкурентной среды для перевозчиков из малого и среднего бизнеса. Для автобусов большой и средней вместимости цена перевозки пассажиров на 1 км составит 147,9 рубля, для средней вместимости — 109 рублей. У «Пассажиравторанса», государственного перевозчика, это 148 рублей.
Как признал Владимир Шведченко, теперь стало очевидным, что закупить в короткий срок свыше 2 тысяч автобусов, необходимых для реформы, невозможно. Потому было принято решение о том, что в 18 лотов согласно конкурсной документации техника должна быть не старше 1 января 2018. А вот в остальных 24 лотах…можно будет применять и ту, что не проработала свыше 10 лет. Хотя еще во время обсуждений реформы чиновники заверяли: на городские дороги выйдут только новые автобусы и заменят «убитые» пазики. Впрочем, автобусам с 10-летней историей позволят не работать не более 1 года, а обновлять хотят по мере выпуска новых машин.
В итоге реформы пассажиропоток должен вырасти на 15%, улицы — разгрузиться от индивидуальных «железных коней» на 150 тысяч автомобилей в сутки, а время в пути сократиться на 10%.
В свою очередь, депутаты обратили внимание, что из 450 предложений горожан на общественных слушаниях «Организатор перевозок» учел 50. Кроме того, народных избранников удивила информация о том, что автобусы с 10 летнем «стажем» могут быть безопасны для горожан.
В ответ на это Владимир Федченко вынужден был констатировать: такая техника у перевозчиков есть сейчас, а другой «быстро не закупишь, хотя это и надо делать».
В свою очередь, депутат Оксана Дмитриева поинтересовалась, как конкретно проводились подсчеты по пассажирам и «показатели реформы» на выходе. Ответить четко на этот вопрос Владимир Шведченко не смог.
Парламентарий Ирина Иванова напомнила, что сейчас общественного транспорта можно ждать на остановке и по 40 минут из-за того, что он стоит в пробках. Реформа, по ее мнению, эту проблемы вряд ли способна снять с повестки дня.
Как рассказал глава комитета по транспорту Александр Головин, принять постановление, которое запустит транспортную реформу, в Смольном планируют в ближайшем времени. А эффект от самой реформы, чиновники рассчитывают получить в сентябре. Так как уже с конца весны многие уедут на дачи, а летом начнется сезон отпусков.