Петербургские художники предлагают превратить бутылки с алкоголем в социальную рекламу. Хотя со следующего года изменения и так будут. Текст о вреде крепких напитков станет крупнее. Он должен будет занимать не менее 10% этикетки. Общественников на это вдохновил успешный пример борьбы с курением.
Тем не менее, производители спиртного не считают подобную меру эффективной профилактикой. Почему и что предлагают взамен — разбирался телеканал «78».
Предупреждающие надписи о вреде чрезмерного употребления на бутылках с алкоголем есть и сегодня, но они — скорее формальность. Чтобы не портить красивый вид этикетки, их печатают чаще всего на обратной стороне, да ещё и таким мелким шрифтом, что обратить на них сразу внимание невозможно.
Всё изменится уже в следующем году — предупреждающий текст должен будет занимать не менее 10% этикетки или 7 мм, то есть — в четыре раза больше, чем сейчас. Новые правила должны заработать на всей территории Евразийского экономического союза.
Логика законодателей понятна — пример борьбы с табакокурением вдохновляет. Авторы проекта утверждают — за счёт печати пугающих изображений потребление табака в стране снизилось, несмотря на то, что для некоторых такие картинки имели и обратный психологический эффект.
— Эти надписи будут, как правило, игнорироваться. Психологи очень хорошо знают эффект «вытеснения»: «Я посмотрел картинку, усмехнулся про себя и продолжаю делать то, к чему привык», — считает психолог Оксана Защиринская.
Против такого решения активно высказываются производители, резонно заявляя, что сейчас речь идёт не о пугающих картинках, а лишь об увеличении надписи о «вреде ЧРЕЗМЕРНОГО употребления», при том что чёткого определения самого понятия «чрезмерное» не существует.
— Производители против того, чтобы это была огромная надпись. От 2 до 4 мм в зависимости от размеров этикетки вполне достаточно, поверьте мне, чтобы потребитель увидел, — полагает гендиректор некоммерческого партнёрства профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский.
Особо ярые трезвенники решили пойти дальше — и превратить бутылки с горячительным в место для антиалкогольной рекламы. Предложение сейчас собирает подписи на площадке общественных инициатив. Несмотря на усилия активистов, всеобщего восторга инициатива пока не вызвала — голосуют за неё не очень охотно. Из необходимых для рассмотрения идеи на федеральном уровне 100 тысяч голосов пока собрано только 400.
Петербургские художники предлагают пойти ещё дальше и полностью превратить бутылки в социальную рекламу борьбы с алкоголизмом. Автор водки «безалкогольная», знаменитый «Митёк» Дмитрий Шагин заявил о том, что вполне возможно, борьба с алкоголизмом станет темой его новой выставки и такая пропаганда здорового образа жизни гораздо эффективнее любой, даже самой большой и страшной надписи.