Деньги за обучения, которого не было, не могут вернуть бывшие студенты института телевидения, бизнеса и дизайна. ВУЗ лишили аккредитации, но с учеников взяли плату за семестр вперёд. Юристы считают — речь может идти о мошенничестве. Впрочем, по этой статье ещё в 2015-м году был задержан декан одного из факультетов. Его обвиняли в присвоении денег, а также в выдаче студентам поддельных документов. Да и само учебное заведение несколько лет подряд попадало в списки неэффективных.
Бывшая студентка института телевидения бизнеса и дизайна Анастасия Полозкова рассказывает — в конце 2017 года по вузу поползли слухи — мол, лишат аккредитации. А это значит, что студенты не смогут получить дипломы государственного образца. Многие собрались переводиться в другие учебные заведения, но ректор Марина Заборская всех успокоила — мол, решит все проблемы.
— В декабре сама ректор начала очень активно ходить по группам, просить всех заплатить как можно скорее за следующий семестр вперёд, и в других ситуациях она просила не забывать платить. Но в этой ситуации она начала прям очень активно это делать. Это декабрь, мы обсуждаем с нашей завкафедрой план дипломов, и наш ректор приходит к нам на пару и просит прям очень активно заплатить эти деньги, — вспоминает Анастасия.
На многих удалось надавить, студенты заплатили, и тут опасения сбылись — институт лишили аккредитации. Студентам должны были предложить пять вузов на выбор для перевода, но предложили только ЛГУ в Пушкине, и, конечно, далеко не всем это было удобно. Анастасия и другие её одногруппники сами нашли вуз, куда их приняли — Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна. Но тут пришлось по новой оплачивать семестр.
— Из старого вуза эти деньги, которые мы оплатили там за последний семестр, должны перевести в новый вуз, и на эти деньги нас должны обучать. Но поскольку у нашей ректорши Марины Григорьевны была очень неприятная репутация, нас вынудили это сделать, потому что сказали мы не имеем права требовать, но если вы не платите, мы вас не зачисляем, — говорит бывшая студентка ИТИД.
Анастасия диплом получила, но потеряла около 40 тысяч. Так и Дарья Шефер — отучилась в ЛГУ, но с оплатой за семестр просто распрощалась. А некоторым, говорит девушка, пришлось отчислиться — не потянули кредиты.
— Многие студенты у нас судились с Заборской. Суммы абсолютно разные, потому что непонятно, с чего взяты эти суммы, но большинству ничего, естественно, не вернули. Есть такие, как я, которые этим не занимались, потому что я понимала, что это головоломка, это трата нервов, времени, денег, — отмечает Дарья.
В этом заведении студентов учили бизнесу, но не смогли свести собственные доходы и расходы. Ещё в 2016-м году часть имущества попала под арест из-за долгов перед арендодателем и Пенсионным фондом.
В здании на Синопской набережной говорят, что к институт телевидения бизнеса и дизайна здесь больше ничего не относится. Только бывшие студенты приходят забирать документы. Марина Заборская здесь не появляется. От долгов она пыталась откреститься — институт был признан банкротом, но от финансовых обязательств его не освободили. Счёт долгов идёт на миллионы рублей.
По номеру, указанному как телефон бухгалтерии института телевидения, дизайна и бизнеса, говорят — здесь другая организация. Марина Заборская числится совладельцем частного детского сада и школы, но и там не знают, где она. Или же не выдают.
— Марина Григорьевна является создателем. Но в данный момент, не в смысле физически, а вообще, мы не работаем с ней, — говорят там.
Похоже, Марина Заборская потеряла авторитет не только у студентов, но и в профессиональном сообществе. Невский институт языка и культуры пытался помочь решить проблему, но в итоге проблемы появились и у этого вуза.
— У нас была попытка этого вуза присоединения, повели они себя неправильно. Проект был закрыт нами. Наш вуз тоже хорошо попал на деньги в связи с этими контрактами, — рассказали в Невском институте.
Нам удалось дозвониться до Марины Заборской, однако философ, автор научных работ, профессор не нашла, что ответить.
— Я не буду ничего комментировать, — лишь сказала она.
Студенты обращались в прокуратуру. В возбуждении уголовного дела им отказали. Юристы говорят — история сложная. Тут тактика одна — стоять на своём и обращаться вновь. Подобные действия ректора можно квалифицировать как мошеннические.
— Если имеются признаки недобросовестности действий, если администрация этого учебного заведения знала о том, что он не может исполнить этот договор, если она и не намеревалась его исполнять. И это было понятно при заключении договора, если это будет установлено в рамках проведения предварительного следствия, то, безусловно, здесь может быть состав преступления, — уверен юрист Алексей Горичев.
Некоторым студентам удалось отстоять свои права в суде — им должны вернуть деньги. Юристы советуют — за помощью в поисках неуловимого ректора обратиться в службу судебных приставов. Тем более, что институт всё ещё числится работающим по тому же адресу.