Тёплая погода заставила петербуржцев искать не зимние развлечения. Экскурсии по маякам Финского залива обычно не характерны для января, но в этом году сделали исключение.
В Ленинградской области уже в январе стало доступно традиционно направление локального туризма. Экскурсия по самым красивым стратегическим объектам региона — маякам Финского залива — оказалась доступна уже в первый месяц года.
Двухметровая линза некогда располагалась на маяке острова Сескар, что в восточной части Финского залива. Она указывала морякам верный путь на расстоянии в десятки километров.
— Эта линза начала свою службу 5 октября 1858 года. Ныне она считается старейшей из тех, которые сохранились на территории России. Это первая линза Френеля из тех, которые появились в нашей стране. Самую первую не сберегли, она погибла в советскую эпоху, — рассказала экскурсовод музея маячной службы Ирина Босенко.
Старейшую линзу Френеля нашли несколько лет назад. Ценнейший артефакт хранился в сарае под слоем грязи. Сегодня он освещает одну из комнат единственного в России музея маячной службы. Это уникальное место, где посетителям наглядно расскажут, как устроены самые уединённые сооружения. Полторы сотни экспонатов разной величины, яркости, цвета, многие ещё недавно служили по прямому назначению. Такая многовековая технология навигации не теряет актуальности и сегодня, несмотря на появление компьютеров и спутников.
— Иногда нас даже мобильные навигаторы, которые есть под рукой, не туда ведут. Мы не туда поедем, потому что он покажет не тот маршрут. Тут то же самое. Окажемся в незнакомом регионе плавания, и GPS может наврать. Маяки будут надёжными средствами ориентирования и никогда нас не подведут, — пояснила экскурсовод.
Неподалёку от музея, на входе в порт Кронштадта, есть один наглядный пример. Хоть эти башни технически маяками назвать и нельзя, исходя из небольших размеров, это, скорее, навигационные знаки, функция у них та же.
— Эти створные маяки работают в паре: красный и зелёный на другом берегу фарватера. Они служат для того, чтобы капитан судна знал с какой стороны ему правильно заходить в порт. Он должен знать, что красный знак он должен обходить справа, а зелёный — слева, — отметила экскурсовод Таша Конкина.
Уединенная романтика маяков — новый тренд экскурсионного туризма Петербурга. Ещё одной точкой экскурсионного маршрута стал южный берег Финского залива, Шепелевский маяк. 38 метров в высоту, изготовлен во Франции в 1910 году. Добраться сюда относительно непросто. Да и сама территория охраняется, ближе не подобраться. Но туристов и гостей это не останавливает.
Организаторы экскурсий рассказывают, что сами не ожидали такого потока желающих. Маяки в России — стратегические объекты, внутрь которых не попасть. Остаётся делать фотографии на фоне красивейших пейзажей. Однако гостям большего и не надо.
— Несколько лет назад, когда начинали первые экскурсии, мы думали, что это будет разовая история. Но оказалось, что у людей огромный интерес. Маяки это всё же что-то необычное для людей, особенно в России, где доступ к большинству маяков закрыт, и как туристическая достопримечательность они не особо здесь эксплуатируются, — добавила Тонкина.
Всего на берегах Финского залива около полусотни маяков. Большая часть работает по сей день. Правда, экскурсии проводят только на нескольких, самых впечатляющих маршрутах. Но даже он может занять целый день и останется в памяти надолго.