Прямой эфир

Петербургские математики рассказали, как решить проблему городских пробок

Михаил Колокольцев
10 января 2020, 11:36
Воспользовавшись новой математической моделью, власти смогут регулировать потоки машин.
Фото: pxhere.com

Математики из Санкт-Петербургского государственного университета заявляют, что знают, как победить автомобильные пробки. Учёные сотрясают воздух расчётами и утверждают — мы всё делаем антинаучно. Сначала неверно строим дороги, а потом неправильно по ним ездим.

Учёные из Петербурга нашли новое решение, казалось бы, вечной проблемы дорожных заторов. Им удалось разработать специальный алгоритм, следуя которому водители смогут быстрее добираться из одной точки в другую.

— Дороги с математической точки зрения — это просто графы, сети, на которых сталкиваются транспортные потоки. В основе наших моделей лежит принцип «вар дроп» — каждый водитель стремится минимизировать своё время движения, — объясняет доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ Александр Крылатов.

Пробки в городе — результат неосознанного выбора автовладельцев. Каждый хочет проехать по короткому пути, нагрузка на этот участок дороги растёт, движение замедляется. Воспользовавшись новой математической моделью, власти смогут регулировать потоки машин. Кроме того, идея учёных поможет заранее рассчитать, что будет эффективнее для разгрузки дорог: расширение проезжей части, строительство развязки, моста или других объектов.

— Мы стремимся максимально спрогнозировать реакцию водителей на изменения и через них управлять системой. Зная, какая часть водителей готова платить, мы можем управлять спросом на въезд в центр, — говорит профессор.

Свои правила распределения транспортных потоков Александр Крылатов разработал на основе экономических теорий, брал за основу опыт крупнейших городов мира. Яркий пример — Нью-Йорк. Площадь дорог в американском мегаполисе меньше, чем в Петербурге, но в скорости передвижения мы заметно уступаем. Догнать и перегнать Америку возможно, но при определённых условиях.

— Нужно организовать доступ к информации по движению транспортных потоков на сети. Много камер, которые считывают номера. Если эту информацию задействовать, появится система для расчёта показателей. Мы должны понимать, кто какими потоками едет, — считает профессор СПбГУ Виктор Захаров.

Сейчас транспортные магистрали Петербурга строят по комплексной схеме организации дорожного движения, рассчитанной до 2033 года. Этого времени чиновникам должно хватить, чтобы воспользоваться лучшими предложениями учёных и сделать поездки по городу быстрыми и безопасными.