Зачем что-то покупать, если можно взять попользоваться на время? Многие эксперты, которые специализируются на консалтинге и аудите, считают, что именно такой подход к потреблению материальных благ всё чаще будут выбирать люди в ближайшие годы, то есть будут не покупать, а брать напрокат.
Но насколько это реально в России? Насколько крепко сидит в нас понятие священной частной собственности и правило «всё в дом»?
Оказывается, Петербургу описанное явление знакомо. Так, раз в несколько недель флорист Анна Шестакова посвящает свой выходной фудшерингу. На овощебазе девушка бесплатно забирает уже слегка подпорченные плоды, привозит к себе во двор и раздает соседям. Для неё это своего рода благотворительность, а для получателей бесплатной еды — значительная экономия. За пару суток расходятся по полсотни ящиков. Сама она говорит, что считает это спасением от утилизации вполне ещё хороших фруктов и овощей, которые ещё можно спокойно съесть или даже пустить на заготовки.
— Телефон разрывается просто, когда раздаю, я прямо не отпускаю телефон, и плюс кому-то гружу то ящиками, то в пакеты, то есть, в принципе, целый день у меня убивается только на это, — рассказала она.
В социальных сетях объявлений о подобных акциях — сотни. Вместо того, чтобы покупать новое, люди предпочитают приобретать уже не нужное кому-то, меняться или же брать в аренду.
То, что ещё буквально десять лет назад казалось странным, сейчас оказывает реальное влияние на мировую экономику. И шеринг, то есть коллективное пользование, трансформирует не только крупные отрасли экономики, но и привычный уклад жизни российских потребителей.
К примеру, эксклюзивные наряды и аксессуары многие предпочитают уже не покупать на один раз, а брать в аренду. Экономия очевидная: к примеру, в шеринг-студии платье известного бренда можно взять напрокат за 2000 рублей. А в магазине оно стоит больше 22 тысяч.
Волну шеринга сёстры Татьяна Белобородова и Наталья Суборнова подхватили пять лет назад и сумели организовать бизнес за считанные дни. Сейчас у студии несколько тысяч клиентов и широкий ассортимент нарядов. В том числе и такие вещи, которые сложно найти в масс-маркете.
— Сейчас у нас большой выбор платьев и нарядов для беременных девушек, также это фэмили-лук, это наряды не только для мамы и дочки, но также для всей семьи. Мы можем одеть в одинаковую одежду и пап, и бабушек, и дедушек, и вся семья будет выглядеть достойно и красиво на каком-то мероприятии или фотосессии, — рассказали хозяйки бизнеса.
Их клиентка рада такой возможности.
— Это же дешевле. Дешевле, чем вы пойдёте и купите платье, например, за 20 тысяч, а потом… На следующий праздник вам уже не захочется надевать то же самое. Поэтому я считаю, что это выгодно, и более роскошно выглядит, когда вы каждый праздник в чем-то другом приходите… И все удивляются, что вы такие… Неповторим каждый образ ваш, — отмечает девушка.
В топ-пять ключевых направлений совместного пользования сейчас входят путешествия, автомобили, кадры, финансы и видеопродукция. По подсчётам экспертов, в 2018 году объём доходов в этих секторах потребления составил 511 млрд рублей, что на 30% больше, чем годом ранее. И, как отмечают специалисты, за 10 лет показатель может вырасти примерно в 20 раз.
— Тенденция каршеринга, наверное, самый показательный с экономической точки зрения вариант шеринга, потому что мы понимаем, что для жителей мегаполисов автомобиль становится даже обузой. Ежемесячно эта машина обходится нам от 6000 до 8000. За те же деньги два взрослых человека могут купить себе проездные, и в том числе останется часть суммы, которую можно использовать на каршеринг, — говорит маркетолог Наталья Ефремова.
Бонус к финансовой составляющей — заметная экономия времени, забота об экологии, рациональный подход к покупкам, иными словами — популярное сейчас «разумное потребление».
— Очень многие люди стали вот так помогать, они теперь знают, что можно выложить какую-то вещь ненужную…. А другому человеку это надо. Я считаю, что да, многие люди стали умнее, — заявляет Анна Шестакова.
К слову, наиболее перспективными направлениями шеринга эксперты считают пространства вроде коворкингов и апарт-отелей, транспортные средства, технику и инструменты, а также личные вещи. Последнее, кстати, на данный момент лидирует в России и занимает 72% экономики шеринга. Для сравнения: на рынок транспорта и офисшеринг пока приходятся по 2,5% и 1% соответственно.
— Мы относимся к тому поколению, которое не особенно привязано к вещам, то есть наличию недвижимости, или наличию транспорта, гаражей, загородных домов. Потому что мы понимаем, что выгоднее не иметь своё собственное и обслуживать это, инвестировать туда большое количество денег, а брать по своим потребностям в краткосрочную аренду, — считает Наталья Ефремова.
Единственное, что сдерживает экономику шеринга, это, по мнению его поклонников, низкая культура потребления. Например, одежду напрокат многие пока ещё ассоциируют с сомнительными барахолками, а каршеринг — с авариями. Но это, как уверяют эксперты, лишь вопрос времени.