Клим Шипенко получил широкую известность после выхода на экраны фантастической картины «Салют-7» и драматического остросюжетного фильма «Текст». Попробовать себя в комедийном жанре молодому режиссёру пока не приходилось, но, увидев сценарий «Холопа», он понял, что это отличная история для его дебюта.
По сюжету, типичный сын олигарха Гриша за плохое поведение попадает в XIX век и становится обычным крепостным. Нет, конечно же о перемещениях во времени речи не идёт. Всё происходящее оказывается постановочным телевизионным шоу, а все жители так называемого «прошлого» — нанятые актёры.
Как оказалось, изначально сценарий, который писался без участия самого режиссёра, выглядел совершенно по-другому. Когда Клим Шипенко впервые прочитал его, чувства были неоднозначные: сюжет походил на типичную историю о мажоре, каких на сегодняшний день снято и так слишком много. Тогда ему на ум пришла идея снять картину о современном обществе, но в ироническом ключе.
— Я подумал глубже и понял, что из этого можно сделать историю про современную Россию. Крепостное право в общем-то по-прежнему существует в той или иной форме, а достаточно богатые люди могут создать всё, что угодно, любую иллюзию.
Заниматься асоциальной критикой и читать нравоучения Клим Шипенко не собирался. Ему хотелось, чтобы зритель увидел новую картину и посмеялся. Так и получилось.
Картина начинается с того, как избалованный мажор гоняет по Москве на красной дорогой иномарке с номером 666 и попадает в очередное ДТП. Правда, на этот раз наказания избежать не удаётся: парень оказывается в XIX веке, где служит барину среднего достатка. Всё происходящее оказывается постановкой, профинансированной измученным выходками сына отцом-бизнесменом. Однако сам Гриша, конечно, об этом и не подозревает. Так и начинается его путь к перевоспитанию.
Главная роль в картине досталась молодому сербскому актёру Милошу Биковичу, с которым, как оказалось, Клим Шипенко давно хотел поработать.
— Когда я решил, что буду снимать этот проект, я, естественно, подумал, что надо Милоша попробовать.
Площадку для съёмки выбрали в Псковской области, а точнее в месте, из которого, как признался сам режиссёр, так просто не выберешься. Для того, чтобы до туда доехать на машине, актёрам приходилось тратить, как минимум, семь часов. А добираться на другом транспорте было невозможно: самолёты не летают, поезда не ходят.
— До Лос-Анджелеса проще долететь, чем до этого места! Там была уже построена небольшая деревня, на базе которой мы достраивали нашу большую деревню. Пушкинские места, красивейшая природа. То, что самолёты там не летают, для нас было хорошо: звук и картинку не портят.
Несмотря на то, что весь съёмочный процесс в целом прошёл гладко, столкнуться с парой проблем всё же пришлось. Например, Милош Бикович, как подобает настоящему мажору, оказался чувствительным ко всему, что цветёт и пахнет.
— Выяснилось, что у него аллергия на лошадей, на сено, пыльцу, пыль, даже на одежду. То есть, у него было состояние, которое мы поддерживали таблетками противоаллергическими.
И это не единственная сложность. Из-за того, что фильм исторический и сложно постановочный, трудности возникли во время восстановления картины той эпохи. Для XIX века, как известно, характерны частые поездки верхом на лошадях. А это для людей, не обучавшихся езде, постоянные падения и травмы.
— Поэтому в этом плане мы, конечно, помучились, но, надеюсь, что не зря.
И, действительно, не зря. Первый премьерный показ «Холопа» прошёл в лондонском кинотеатре Odeon Luxe Leicester Square. На удивление самого режиссёра, иностранная публика смеялась над всеми шутками, показанными в картине.
— Я всё время думал, что русский юмор не очень хорошо путешествует. Там публика была 50 на 50: русские и англичане. Я после показа спрашивал у англичан, и они всё поняли. Они всё считали, и им это было смешно.
В общем, если вы давно не видели хороших отечественных комедий, то «Холоп» станет для вас настоящим новогодним подарком. Фильм получился лёгким, смешным, поднимающим актуальные проблемы и напоминающим о том, что добро рано или поздно всё равно побеждает зло.