Ещё совсем недавно для абсолютного большинства россиян фильмы про Штирлица и Джеймса Бонда открывали далёкий от повседневной жизни романтический мир, где судьбы и чувства отдельных людей сплетаются с интересами больших государств. Но в последнее время этот мир стал намного ближе, чем хотелось бы, а окно в него совпало с границами одного из соседних государств. Всё чаще в правоохранительные органы приходят люди, добровольно сообщающие о недвусмысленных предложениях насчёт «взаимовыгодного сотрудничества». Чаще всего украинские спецслужбы пытаются завербовать военнослужащих или сотрудников силовых структур, но и менее приметные на первый взгляд люди также представляют для них интерес. Стоит сделать один неосторожный шаг, и человек надолго оказывается марионеткой в чужих руках с перспективой уголовного преследования по статье о «государственной измене».
Есть лишь один способ разорвать сплетающиеся сети — вовремя обратиться в соответствующие службы родной страны. 78.ru сумел разыскать несколько человек, которые в последний момент соскользнули с удочки. По другую сторону границы их, судя по всему, уже посчитали «успешно завербованными».
В случае со старшим офицером, проходящим службу в Южном федеральном округе, ситуация выглядит хрестоматийной, и всё было сделано, как по учебнику. Мужчина вёл блог с военной тематикой. К нему обратился представитель некоей «международной консалтинговой фирмы» с просьбой вывести на офицеров, которым можно задать ряд вопросов. Поняв, что случайно вышел на заместителя командира зенитно-ракетного дивизиона, «консалтер» начал сыпать всё более интересными предложениями.
— Сначала я эту беседу всю переводил в шутку. Есть у нас в Ростове-на-Дону соответствующая организация, куда нужно обращаться в таких случаях, обратитесь в неё. Ему понравился стиль моего общения, и в конечном итоге он напрямую мне заявил, что готов выплатить какие-то деньги за то, чтобы я ему дал какую-то информацию о Южном военном округе, — рассказал офицер.
Разумеется, ранее об этом же, но куда более подробно, он уже поведал сотрудникам российских спецслужб. Вот только пришёл к ним далеко не сразу: контакты продолжались несколько месяцев. Сам мужчина объяснил это обстоятельство тем, что «хотел вытянуть больше информации» у противника. По его словам, за самые простые сведения ему обещали от 1000 долларов. Он тянул время, собеседник уговаривал: мол, за это время можно было уже заработать на новую машину и квартиру.
— Конкретно его интересовали возможности воздушно-космических сил, ПВО и ПРО в Южном военном округе, их реальные возможности, нахождение и оснащение, и коды различные, коды управления. Нахождение сухопутных войск вдоль границы, их готовность и боевые приказы, которые отдаются в данный момент подразделениям. Это в большей степени имело интерес, — отметил несостоявшийся «агент».
По его словам, по просьбе собеседника общение быстро перешло в Телеграм, причем аккаунт вербовщика был зарегистрирован на российскую сим-карту. Дискуссии не ограничивались профессиональными темами. Представитель «консалтингового агентства» интересовался образом жизни, интересами, потребностями. А информацию просил самую незначительную и практически открытую.
— Я ему сказал, что вы — бедное государство, и не интересно мне с вами работать. И что вы сможете с моей информации поиметь? Он сказал: «Не переживай, у нас денег хватит для такой деятельности. Не только из бюджета Украины», — вспоминает военнослужащий.
Петербургский предприниматель, занимающийся торговлей стройматериалами, на первый взгляд никакого интереса для спецслужб не представляет: он давно отслужил и не имеет никакого отношения к органам. Мужчина родом из Приднестровья отправился на малую родину, чтобы проведать бабушку. Но на границе с Украиной случилось нечто странное и трудно объяснимое. Сам путешественник предполагает, что первоначально внимание пограничников могла привлечь «георгиевская ленточка» на его автомобиле. Известно, что на украинских националистов она действует примерно, как чеснок на вампиров. Впрочем, частые поездки через границу тоже могли вызвать интерес.
— Когда я уже проходил пограничных контроль, у меня машину остановили. Человек в форме начал смотреть документы, сперва увидел у меня вот эту ленточку, попросил отойти куда-то. Провели меня в другое помещение, обычный кабинет. Дальше пришли уже люди в пиджаках и костюмах, — вспоминает предприниматель.
По его словам, двое мужчин продержали его около четырёх-пяти часов. Они вели подробный допрос, интересовались родственниками, связями, родом деятельности, сыпали угрозами, обещали неприятности и требовали подписать документы о «сотрудничестве». Сам мужчина с самого начала поинтересовался причинами задержания и уточнил, всё ли у него в порядке с документами. Ему ответили, что всё в порядке, но причину при необходимости быстро найдут.
— Написать нужно было, что я готов им помогать, какие-то данные давать, но, естественно, мне это не нужно было, потому что я-то понимаю, что мне жить в России, а это какое-то преступление, наверное, будет. Поэтому то, что подписать нужно было, я подписал, но номер телефона дал неправильный. Они сказали мне так: «Мы свяжемся, а когда свяжемся, ты будешь делать то, что мы тебе скажем». Я так понял, им нужно было, чтобы я эти документы подписал, и я их подписал. Мне нужно было ехать, и я просто тогда уже устал, — говорит мужчина.
Формально вербовка состоялась, ему даже выбрали псевдоним для «работы». Впрочем, и в данном случае по возвращении в Россию предприниматель сразу же обратился куда следует, чтобы там разобрались. Так что никаких юридических последствий та подпись для него не повлечёт, но всё могло закончиться и куда более грустно.
То, что украинские спецслужбы пытаются вербовать родственников российских силовиков, проживающих на территории сопредельного государства, далеко не секрет. Также нередко эти родственники становятся жертвами разнообразных манипуляций и провокаций.
По словам экспертов, военные попадали в фокус западных спецслужб ещё со времен Российской Империи. После 2014 года, когда Россия успешно и на высоком уровне провела операцию по защите безопасности населения Крыма в разгар украинской смуты, интерес заметно усилился. Страну снова стали воспринимать, как серьёзного игрока. Причем нет никаких оснований говорить о всесилии СБУ, её ресурсы — всего лишь инструмент в руках «западных партнёров». Специально для 78.ru ситуацию прокомментировал ветеран российских спецслужб. Он подробно рассказал, как и зачем происходит вербовка.
Начинается всё с изучения личности потенциального «агента». Важно узнать как можно больше обстоятельств. Это поможет выявить, в чём человек нуждается, понять его слабости. И здесь, по словам эксперта, наш герой-военнослужащий совершил первую ошибку — вынес в соцсети данные, позволяющие идентифицировать род его устремлений. Далеко не всегда наживкой служат деньги, а потому предварительная разработка является необходимым этапом.
— Кто-то находился в кризисной ситуации на работе, считал себя недооценённым. Ему сулили новые горизонты в плане самореализации. Где-то из-за женщины, которая где-то устанавливала с мужчиной контакт, влюбляла в себя, начинала выкачивать из него денежные средства. Это очень древний способ. Он понимал, что нужны новые источники, и тут появлялись замечательные парни с их предложениями. Несколько встреч, выпивок, друзья предлагают исподволь оказать финансовую помощь… Были люди, которых ловили на страсти к азартным играм, в том числе из-за игр в Интернете. Были ситуации довольно-таки подлые, когда человеку делали предложение в обмен на медицинскую помощь, которая была необходима по состоянию здоровья его близким. Пользовались их тяжёлым положением. Это грязная работа, — объясняет специалист.
Когда-то мосты могли наводить «торговые агенты», в 2000-е в Петербурге работал Британский совет, который в открытую предлагал офицерам запаса обучение с последующим трудоустройством в иностранных компаниях. Сейчас с предложениями о сотрудничестве действительно всё чаще обращаются «консалтинговые агентства». В том, что первоначально у офицера просили незначительную информацию, наш собеседник тоже ничего удивительного не видит. Именно так обычно и работают. Важен сам факт передачи, после которого человек окажется на крючке.
— Зачастую это происходит под следующим соусом: «Ты знаешь, я там прочитал в газете или пишут на форумах, что существует такое-то вооружение, которое было представлено на военной выставке в Абу-Даби. Действительно оно есть, или это была реклама вашего военного ведомства?». Речь идёт об открытой информации. Задача — под благовидным предлогом, не вызывая подозрения, получить информацию, которая будет являться компроматом на военнослужащих. Когда он впоследствии скажет, что та или иная информация закрытого характера, и он не может её предоставить по таким-то причинам, ему выкладывают пасьянс из уже ранее выданных сведений, и угрожают передать всё это ФСБ, — говорит эксперт.
Не стоит удивляться, по его словам, и тому, что подобные схемы отрабатываются не только на силовиках.
— Агент завербованный не обязательно должен предоставлять информацию. Он может выполнять какие-либо задания, а именно взять в камере хранения пакет и перенести с Московского на Ладожский вокзал. Или получить пакет доставкой курьерской службой, переупаковать его и отправить по новому адресу. Я беру самый утрированный пример, — отметил собеседник.
За границей, по его словам, склонить человека к сотрудничеству даже проще. Ему можно пригрозить возбуждением уголовного дела и даже отправить в СИЗО. Разными способами под давлением его заставляют подписать документ о согласии сотрудничать. Конечно, по возвращении на родину можно забыть об этой подписи, как о страшном сне, но забыть вряд ли дадут, и будут каждый раз шантажировать тем, что ксерокопия отправится в ФСБ. Судя по всему, именно такой сценарий и был реализован в отношении петербургского предпринимателя. Но, к счастью для себя, сходить в ФСБ он не побоялся.
Отсюда становятся понятны и методы профилактики. Военным и силовикам нужно крайне аккуратно подходить к соцсетям. Причём, даже к тем, которые ведут родственники. А поездки в некоторые страны без лишней необходимости, судя по всему, в идеале отложить до более спокойных времён.
Как показывает практика, всё тайное рано или поздно становится явным. Если кто-то из военных и согласится предать родину и передавать какие-то секретные сведения, утечка информации в конце концов обнаружится. Дальше в процессе оперативной работы определяется круг тех, кто обладал доступом к данной информации, и тщательно изучаются их контакты. Наказание по статье о «государственной измене» — лишение свободы на срок от 12 до 20 лет.