Новогодние скидки ретейлеров: способ сэкономить или деньги на ветер?

Уже многие годы подготовка к новогодним праздникам стартует в России чуть ли не в середине октября. Ретейлеры заранее объявляют о грандиозных распродажах деликатесов, продуктов длительного хранения к новогоднему столу, непродовольственных товарах для подарков. Не отстают и сети, специализирующиеся на товарах для дома и ремонта. Но настоящая лавина покупок приходится на пред- и праздничные январские дни.
Эксперты предупреждают: гнаться за бешеными скидками и впопыхах хватать всё, что под руку попадёт, не самая разумная идея. Скидки на продукты давно стали постоянной историей. А в отношении непродовольственных товаров, как только праздники проходят, начинается волна попыток вернуть покупки, качество которых оставляет желать лучшего. Но выясняется это лишь впоследствии. При этом многие не укладываются в отведённый по закону 14-дневный срок для возврата.
Что покупают?
Как рассказали в пресс-службе Х5 Retail Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»), традиционный новогодний набор — мандарины, игристое, икра и сладости — остаётся неизменным в корзинах горожан. Продажи цитрусовых в предновогоднюю неделю вырастают почти в два раза. Продажи шампанского увеличиваются более чем в 4,5 раза, а водки — всего в 1,5 раза. Продажи икры в регионе в последнюю неделю года увеличиваются почти в два раза.
В «Пятёрочке» горожане чаще всего приобретают перед праздниками сладкое (конфеты, кексы и рулеты), а также овощную консервацию. В «Перекрёстке» в перечень уже попадают игристое вино, ликёро-водочные изделия, а в «Карусели» запасаются кремами, товарами для красоты и товарами для Нового года (новогодними украшениями, электрогирляндами, пиротехникой).

— Зато перед праздниками падают продажи вафель, молока и кисломолочных продуктов, сдобных пирогов, круп и макаронных изделий, — отметили в пресс-службе ретейлера.
По опыту прошлых лет в магазинах сети в декабре количество покупателей увеличивается на 10% по сравнению со среднегодовым показателем, а основной покупательский поток приходится на последнюю неделю года.
— Именно последняя неделя года приносит компании треть декабрьской выручки, — констатировали там.
По словам совладельца ГК «Реалъ» Александра Мышинского, в декабре идёт прирост покупок на 4-5% по сравнению с ноябрем. Но самый большой прирост отмечается в последние два дня года, когда все массово закупаются. Объём покупок увеличивается на 40%. После чего в первую неделю января уже отмечается падение. По продовольственным товарам оно составляет 30-40%.
— Выделить какие-то «хиты» продаж сложно. Год от года всё по-разному, — признался он на примере представителей PRISMA о многократном росте продаж в Петербурге в этом году электрогирлянд.
Как рассказали в пресс-службе IKEA RUSSIA, спрос увеличивается на товары, необходимые в преддверии празднования Нового года. Это столы, стулья, текстиль для дома, освещение, посуда для готовки и сервировки.

— Падение спроса на какие-либо категории особо не выделяется. Во многом это ещё обусловлено получением россиянами премий по окончании года и желанием инвестировать в период новогодних праздников в обновление дома, — пояснили там.
Новогодняя скидка: реальность или миф?
Как единодушно отмечают эксперты, с каждым годом новогодние скидки всё больше теряют популярность у населения. Дело в том, что распродажи из-за шестилетнего падения реальных доходов у россиян стали делом постоянным.
Президент и председатель Совета гильдии маркетологов Игорь Березин уверен: здравомыслящие люди уже давно перестали закупаться впрок, так как история с акциями стала постоянной, если не случается какой-либо «хайповой истории с подорожанием гречки».
— Перед новогодними существует отличный маркетинговый ход «чёрная пятница» в ноябре, потом «киберпонедельник», а после праздников — Старый новый год, затем 23 февраля, 8 Марта, затем весенняя распродажа, потом майские и так до бесконечности, — говорит эксперт.
По его мнению, история с распродажами — это естественный ход для торговли. Скидки дают на то, что не разбирают по изначально заявленной цене через какое-то время. Допустим, никто не берёт товар фирмы такой-то по такой-то цене. А если её снизить вдвое, то желающих окажется больше. Но товар уже находился определённое время в продаже. Для какого-то товара это не смертельно, другое дело — продукты питания.

Узнать, действительно ли цена у товара со скидкой, а не просто перечёркнута для привлечения внимания, для молодёжи ничего не стоит — для этого есть соответствующие приложения в мобильных телефонах. А пожилые люди, вынужденные экономить из-за маленьких пенсий, и так прекрасно знают «красную цену».
— Выигрывают ли от скидок покупатели, и действительно ли падает цена на распродажах, надо смотреть в каждом конкретном случае, если человек ставит своей целью сэкономить. Например, в этом году сахар подешевел на 40% к настоящему времени, но это и не самый первоочередной новогодний товар. Кофе при закупках подорожал на 20%, но цена на полках в рамках новогодних акций пока осталась прежней. Это скидка или? — задался вопросом Александр Мышинский.
Остановить себя
Кандидат экономических наук, член Гильдии маркетологов Елена Пономарёва говорит, что скидки — это добро для покупателей в том случае, если речь идёт о новогодней атрибутике, ёлках, новогодних украшениях, игрушках, подарках. То есть, на называемых эмоциональных товарах, которые способны искренне порадовать человека или его близких, и нужны именно «здесь и сейчас».
— Впрочем, с теми же искусственными ёлками и украшениями есть одна оговорка. Бывает так, что покупатель очень хочет приобрести дорогую ель, но денег у него не хватает. Так вот на такой товар в первые январские дни будет бо́льшая скидка, чем в декабре. Так как понятно, что дальше ёлки уже никому окажутся не нужны. Логично подождать с покупкой, особенно, если денег мало, — подчёркивает эксперт.

Довольно часто в список «эмоциональных» покупок попадают подарки детям, те же «планшеты», которые затем в январе дешевеют. Многие родители не выдерживают и покупают, только чтобы порадовать ребёнка. Но и с ним можно договориться об «отложенном подарке».
— Если же речь идёт о повседневных товарах, шампунях, трёх банках зелёного горошка для салата вместо одной необходимой, то надо себя останавливать. Дело в том, что в сетях после Нового года в первые дни наступает затишье, и вот тогда как раз и начинаются настоящие распродажи, — поясняет Елена Пономарёва.
По её словам, остановиться не просто, но вполне реально.
— Стоит задать вопрос, насколько реально будет съесть всё приобретенное и уложиться в сроки хранения. Ещё один вопрос: «а нужно ли это всё действительно именно на Новый год». И если в голове первым промелькнет ответ «нет», ни в коем случае не стоит совершать покупку. Хорошо припомнить и опыт прошлого года, когда 5-6 января в холодильнике начинается ревизия, а продукты отправляются в помойку. И как бы банально это не звучало, но, тем не менее, все об этом постоянно забывают, никогда нельзя ходить в продуктовые сети голодным и без предварительного списка, — советует маркетолог.
Верните это немедленно!
Руководитель экспертной службы Общества потребителей Петербурга и Ленинградской области Татьяна Суетова отмечают, что в их организацию жалобы на товары начинают поступать после окончания новогодних праздников. В декабре обращений мало.

— Как раз во время праздников люди обнаруживают, что купленное впопыхах и на бегу оказалось бракованным или не подходящим в силу каких-либо других причин. Времени все качественно проверить из-за новогодней суеты не было. Нередки ситуации, когда кому-то подарили два одинаковых предмета на Новый год. И вот с такими бракованными или «двойными» товарами люди не торопятся и ждут до последнего, а в итоге не укладываются в отведенные законом для возврата 14 дней. И сделать уже ничего нельзя, а деньги потрачены впустую, — приводит примеры эксперт.
Напоминает Татьяна Суетова и о том, что есть и такие товары, которые в принципе вернуться нельзя. Это вся сложная электроника, бельё, ювелирные украшения, косметика, книги, медицинские приборы, лекарства, мобильные телефоны, ткани, посуда, стройматериалы, парфюмерия и т. д. Их проверять надо особенно тщательно.
Жалуются покупатели и на товары, приобретённые в обычных магазинах и в Интернете. Соотношение тут складывается примерно 50 на 50%. Не стоит из-за активизации мошенников рисковать под Новый год и во время праздников с непетербургскими интернет-магазинами, до которых нельзя «дойди ногами». Нередки случае, когда в иногородние интернет-магазины люди возвращают испорченный товар, а взамен денег в итоге не получают.
Иногда продавцы отказываются принимать испорченный до покупки товар, ссылаясь на то, что он был приобретён со скидкой. Если на ценнике не указывается причина снижения цены, делать они это не имеют право. Но дальше разбираться приходится зачастую в судах.




