Юрий Башмет привёз в Петербург экспериментальную конструкцию, способную перенести зрителя в совершенно другую эпоху, а то и вовсе в запредельный сказочный мир. Таким «маховиком времени» стал проект «Параллельные миры русского искусства», в котором маэстро принял участие как худрук и солист.
Портал в «Параллельные миры» развернулся в понедельник, 23 декабря, в Большом зале Санкт-Петербургской Филармонии в рамках XX Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств». Публику, рискнувшую отправиться в иные миры искусства вместе проводником Юрием Башметом, ожидали на сцене необычные декорации и камерный ансамбль «Солисты Москвы». Кроме того, на сцену вышел и петербургский артист Николай Буров — он в этом представлении сыграл роль рупора поэтов XX века, от Пастернака до Евтушенко.
Суть проекта состояла в смешении разных видов искусства: музыки, поэзии и живописи. В создании этого «эстетического коктейля» принял участие также Русский музей — изображения полотен из его сокровищницы проецировались на необычные конструкции, расположенные на сцене.
— Глобальная идея давно мне близка, — ответил Юрий Башмет на вопрос о том, как же возникла концепция проекта, объединяющего разные виды искусства в одно целое. — В Москве существует многолетний процветающий фестиваль «Декабрьские вечера» Рихтера. Проводится он в Пушкинском музее. И я много лет участвовал нём, и как составитель программы, и как исполнитель. А когда не стало Рихтера, то мне поручили руководить худсоветом.
«Декабрьские вечера» гениального пианиста Святослава Рихтера успешно проводятся уже почти 40 лет, с 1981 года. Фестиваль представляет зрителям и слушателям концерты и художественные выставки, посвящённые одной, общей теме.
— Для меня это очень близко, синтез искусств — это очень увлекательный момент, — отметил Юрий Башмет в интервью. — Это как машина времени: зритель и слушатель реально по духу оказывается в том времени. Третье неизвестное здесь — это сам слушатель и зритель, ведь он может фантазировать.
Маэстро рассказал, что рождение фестиваля «Декабрьские вечера» в свое время, много лет назад, также происходило на его глазах. Сам Рихтер был не только великим музыкантом — как всесторонне талантливый человек, он также писал картины, поэтому быстро согласился, когда его попросили основать подобный проект.
— Это очень интересно — отметил Юрий Башмет, — Например, музыка Дебюсси — и тут же импрессионисты, зритель может слушать музыку и наслаждаться картинами. Музыка и выставка всегда тщательно подбираются. Так что мне это очень близко. И не только в связи с фестивалем «Декабрьские вечера».
Юрий Башмет рассказал, что сам не раз организовывал подобные проекты:
— Например, мы играли «Остров мёртвых» Рахманинова, при этом выдавали 3D-очки, и все смотрели на знаменитую картину Бёклина (которая также называется «Остров мёртвых» — прим. ред.), под впечатлением от которой Рахманинов и написал эту симфоническую поэму. И таких экспериментов у нас было уже много. Поэтому, когда я был приглашен к вам, на фестиваль «Площадь искусств», меня это очень обрадовало.
По словам маэстро, созданная им вместе с музыкантами, режиссёром и другими участниками проекта «машина времени» погружает человека в другую эпоху, «когда Маяковский мыслил вот так, а Прокофьев, Шостакович или Стравинский писали вот так». В таком путешествии всегда есть элемент неожиданности, отметил музыкант:
— Главное — не знать точно, что получится, главное — это попытка и процесс.
Самый известный альтист в мире, человек, впервые в истории музыки сделавший альт сольным инструментом, Юрий Башмет, по его собственному признанию, всегда открыт для экспериментов. В том числе — самых необычных и высокотехнологичных. Так, на Зимнем фестивале искусств в Сочи в феврале 2019 года маэстро вместе с симфоническим оркестром «Новая Россия» исполнил произведение, сгенерированное нейросетью «Яндекса».
— Мы пробуем всё, в том числе и «Яндекс» попробовали, — ответил музыкант на вопрос об этом необычном опыте. — Так что тут у меня нет такого твёрдого мнения, что вот теперь будем исполнять музыку, сочинённую роботами. Но, с другой стороны, пробуем мы для того, чтобы либо в очередной раз убедиться, что это просто какие-то необоснованные фантазии, либо, действительно, нащупать новые пути. Эксперимент — это всегда хорошо. В качестве эксперимента это было очень интересно. Получилась такая симпатичная, без особого трагизма, мультяшная музыка.
По мнению Юрия Башмета, беспокоиться о том, что нейросети сменят людей в сфере искусства, нет никакого основания. Ведь мелодия, «сочинённая» нейросетью, основывается на огромном пласте музыки, созданной человеком. И без «человеческого фактора» машина не способна:
— Как этот компьютер сочинил (эту музыку)? В него ведь сначала нужно загрузить информацию, много информации. Он же не может просто взять и сочинить — это машина, откуда она возьмёт? Она должна запомнить какие-то звуки, систему, звукорядность. В неё было загружено много музыкального материала, и она выдала свою формулу. А уже затем композитор оркестровал, а мы исполняли. То есть часть человеческой души уже была вложена — композиторская и наша, исполнительская. Но это, конечно, интересно.
Юрий Башмет подчеркнул, что это не единственный его эксперимент с технологиями и необычными видами музыки в его практике:
— Мы также пробовали на фестивале в Ярославле играть спектральную музыку, это тоже эксперимент. Люди развиваются, и очень хорошо, что экспериментируют. Но я абсолютно убеждён, что экспериментальная музыка никогда не станет музыкой Чайковского или Баха, Шостаковича. Пока человек жив, это должно принадлежать человеку.
«Параллельные миры» Башмета открыли много нового не только для зрителей и слушателей экспериментального проекта, но и для самого маэстро. Впервые Юрий Башмет вышел на сцену вместе с исключительно талантливым молодым петербургским скрипачом Сергеем Догадиным — победителем XVI Международного конкурса им. Чайковского, прошедшего в 2019 году.
— Мы играем (вместе) в первый раз, но я давно к нему очень внимательно отношусь, — рассказал маэстро. — Во-первых, я его помню по предыдущему конкурсу, потом он побеждал в другом конкурсе — нашего великого скрипача Третьякова (Международный конкурс скрипачей Виктора Третьякова прошёл в 2018 году — прим. ред.), и я туда даже посылал спецприз для него. Я его знаю, очень люблю его манеру исполнения, качество и его достоинства. Так или иначе мы всё равно должны были где-то вместе выступать, и вот у нас премьера с ним. Так что я очень доволен.
Ряд премьер ожидал и сами стены Большого зала петербургской Филармонии. Юрий Башмет подчеркнул, что составленная для Петербурга программа «мягко говоря, не заиграна»:
— Я уверен, что в этом зале никогда не звучали поэмы Романа Леденёва. Вайнберга, может, кто-нибудь уже играл, но вряд ли. Свиридова точно никто не играл, потому что это в своё время была наша премьера: у него есть единственная камерная симфония, которую мы записали по просьбе его родственников. Тут же преподаёт его племянник, музыковед, и он исполнил мечту Свиридова, который очень хотел, чтобы эту симфонию исполнил именно я. Он передал нам готовую партитуру, мы выучили, записали… Это была мировая премьера, и я так понимаю, что это произведение мало кто исполняет до сих пор.
Музыкант отметил, что для петербуржцев он привёз и хорошо известные классические «хиты» — например, знаменитый Восьмой квартет Шостаковича.
В беседе с журналистами Юрий Башмет признался, что с Большим залом петербургской Филармонии связано много важных для него воспоминаний:
— Тут был первый мой сольный концерт — тогда, когда альт ещё не считался сольным инструментом. И это было признание! В этом зале я играл Чакону Баха. Очень нервный был концерт, потому что тогда была конкуренция между ленинградской и московской альтовыми школами. Здесь был изумительный педагог и альтист Юрий Маркович Крамаров, а в Москве — Фёдор Серафимович Дружинин. И они конкурировали, у них были совершенно разные подходы ко многим музыкальным принципам.
Но суровая профессиональная конкуренция не помешала ленинградскому преподавателю оценить важность сольного выступления молодого Юрия Башмета в Филармонии:
— Когда состоялся этот концерт, Юрий Маркович вот прямо здесь, в этом помещении, подошёл ко мне и сказал: «Для нас это эпохальное событие, это первый в истории сольный концерт на альте, и поэтому ты сегодня с нами, я собираю весь класс и мы празднуем!»
Впрочем, и позднее петербургская Филармония вызывала у маэстро особые чувства:
— Всегда было нервно выступать в этом зале. В хорошем смысле нервно, потому что очень ответственно. Публика здесь всегда была, мягко говоря, избалованная, потому что кто только здесь у вас не выступал! Даже на скрипке Страдивари, которая стоит здесь в коллекции, есть подпись «Венявский», потому что он работал в Мариинском театре (Генрих Венявский — знаменитый польский скрипач и композитор — прим. ред.).