В Царском Селе впервые представили так называемый «клад Нарышкиных», который обнаружили ещё в 2012-м году в Петербурге. Речь идёт о примерно 2000 предметах из серебра и золота, оценённых экспертами в 190 млн рублей и общим весом более чем в 400 килограммов.
Директор Царскосельского музея-заповедника торжественно открывает новую выставку в стенах Екатерининского дворца. Взору гостей предстаёт фамильное серебро и золото дворянского рода Нарышкиных. По словам организаторов, коллекция — настоящий клад. Его обнаружили ещё семь лет назад в тайной комнате одного из особняков Северной столицы.
— Она была определена, как коллекция серебра Сергея Сергеевича Сомова. Видимо, во время отъезда в эмиграцию не было возможности эту коллекцию сохранить, и её замуровали в одном из помещений, — рассказывает директор государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Около 2000 предметов. Общий вес — более 400 килограммов. Однако на выставке представили лишь четверть клада. Для всей драгоценной посуды попросту не хватило бы места.
В экспозицию вошли около 700 предметов из серебра и золота конца 18-го — начала 20-го веков. По словам экспертов, все они демонстрируют многогранную и виртуозную работу лучших мастеров России и Франции.
Эксперты отмечают — коллекция прекрасно сохранилась. И каждый предмет — от пятикилограммового самовара до миниатюрных чайных ложек — по-своему уникален.
— История каждой вещи — это история людей. Вещь, которая создавалась чьими-то руками, в какой-то мастерской. Её создавали мастера золотых дел, серебряных дел. Дальше эта вещь уже дарилась, покупалась, то есть она принадлежность имела к определённому роду, — говорит хранитель фонда музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и камни, Маргарита Лопатенкова.
Первые посетители выставки не скрывают восторга и подчёркивают — представленные ценности отлично гармонируют с атмосферой Екатерининского дворца.
— Здесь настолько весь антураж гармоничен. И поэтому мне кажется, что не подавляет ни роскошь этих предметов, и вместе с тем есть какая-то сдержанность. Потому что стены дают ощущение праздника, какой-то нарядности, — считает научный сотрудник музея городской скульптуры Петербурга Надежда Ефремова.
Выставка будет открыта до 24 марта 2020 года.