Прямой эфир

Нейромонах Феофан: «Драм-н-бэйс зародился на Руси много веков назад»

Виктория Хандус
19 декабря 2019, 17:42
Музыкант рассказал 78.ru, почему никогда не снимает капюшон, как он связан с «Зенитом» и каким будет его новый альбом.
Фото: Pr Scr youtube.com/Нейромонах Феофан

Нейромонах Феофан умело исполняет на балалайке древнерусский драм-н-бэйс, выступает на сцене с огромным медведем и Никодимом в рубахе, а ещё всегда прячет лицо, чтобы незаметно гулять перед концертом среди футбольных фанатов. Кстати, все участники проекта предпочитают избегать любого пересечения с реальностью, потому что для них это своеобразная сказка.

«Балалайка и драм-н-бэйс прекрасно сочетаются»

В 2009 году некий Феофан, откликающийся в миру на имя Олег, в длинных чёрных одеяниях, закрывающем лицо капюшоном, лаптях и с балалайкой в руках решил собрать музыкальный ансамбль. Но весьма необычный. Долго выводил Феофан идеальную форму песнопений, сочетая разные стили. И, наконец, вывел нечто, ставшее совершенно новым жанром — «древнерусский» драм.

— Так получилось, что народные мотивы, балалайка и драм-н-бэйс прекрасно сочетаются. Потому что в принципе драм зародился много веков назад на Руси.
Нейромонах Феофан — Притоптать/ Фото: Pr Scr youtube.com/Нейромонах Феофан
Нейромонах Феофан — Притоптать/ Фото: Pr Scr youtube.com/Нейромонах Феофан

Как-то, прогуливаясь по умиротворённому лесу в поисках вдохновения для первого песнопения, Феофан наткнулся на утомившегося от городской суеты Никодима, одетого в белую рубаху и лапти, и в миг нашёл в нём родственную душу. А там и настоящий Мишка Косолапый подтянулся. В тандеме с ними и зародились первые стихи да мелодии.

Пара лет потребовалась Феофану, чтобы стать главным затейником Земли Русской. И уже целое десятилетие он вместе с Никодимом и медведем зовёт честной народ землю притоптать да потанцевать, не жалея сил.

«Выступаем исключительно живьём»

Современный мир диктует свои правила даже тем, кто в душе ещё живёт на Руси. Так что Феофану с его балалайкой и другими фольклорными инструментами однажды пришлось подняться на сцену. Несмотря на существование различных программ, способных записывать музыку и воспроизводить её во время выступлений, он всё так же предпочитает петь живьём. Более того, это его жизненный принцип.

— Это моя позиция: на балалайке я играю исключительно живьём, пою тоже. Живые барабаны опять-таки. У нас нет никакой подзвучки. Ну, а электронная составляющая… Тут уж ничего не сделаешь. Электронное звучит, конечно, из подложки.

Как оказалось, играть музыку живьём не так уж и сложно. Гораздо труднее сделать так, чтобы музыка не конфликтовала со словами песен.

— Наши песни сами по себе самостоятельные. И любое добавление каких-либо элементов не должно конфликтовать с материалом. Это было весьма сложно — найти те аранжировки, которые усилят то, что должно быть усилено, и украсить то, что должно быть украшено. Однако мы справились. Получилось очень здорово.
Фото: instagram.com/neurofeofan
Фото: instagram.com/neurofeofan

В ногу с музыкальным перерождением

Музыкант уверен, что сегодня драм-н-бейс сцена переживает некое перерождение, а он не прочь в этом поучаствовать. Поэтому Феофан продолжает искать новые звуки для будущих песнопений, а его творчество с каждым годом изменяется только к лучшему.

— Становится всё больше экспериментов. Очень много поисков нового звука. И мы не отстаём от мировых трендов, собственно, так же ищем какое-то новое звучание.

Мощным толчком вперёд стала последняя пластинка группы «Ивушка», под которую честной народ начал танцевать в начале этого года. Однако с особой любовью публика восприняла песню «Дурь», в которой Феофан честно признаётся в том, что сил у него всё ещё «хоть куды» и «фору даст любому он». При этом, песня получилась не в стиле драм-н-бэйса, однако энергетический посыл остался тем же. Музыкант уверяет, что будущая пластинка будет полна подобных экспериментальных песнопений.

— Там будут примерно такие же вещи. А ещё лирические песни. Одна, кстати, очень эмоциональная. Знаете, с такой эмоцией, с которой «Ах ты степь широкая» поётся, грубо говоря. Она заставляет меня, по крайней мере, задуматься о бытие и о сущности всего.
Фото: instagram.com/neurofeofan
Фото: instagram.com/neurofeofan

«Пересечения с реальностью я стараюсь по минимуму делать»

Но есть в бытие Феофана кое-что неизменное: никогда он не снимает своего тёмного капюшона, а лицо музыканта пока не удалось увидеть ни одному человеку. Нет, проблем с тщеславием у Феофана нет и не было, просто он избегает популярности и пересечений с реальностью.

— Я хочу, как человек обычный, продолжать им оставаться. А, собственно на сцене, как артист, играть роли других персонажей. Людям это не надо. Люди слушают музыку, слушают артиста. Им нравится персонаж, поэтому им это не нужно. Это только кажется, что ажиотаж в этом есть. А те, кто хотели узнать, узнавали без проблем. Но их буквально единицы.

Несмотря на то, что фронтмен проекта старается разграничивать реальную жизнь со сказочной, есть кое-что, что связывает Олега Степанова и Нейромонаха Феофана. Как ни странно, это футбол.

В этом году во время матча «Зенита» с немецким «Лейпцигом» зрители стали свидетелями невероятного перфоманса: фанаты сине-бело-голубых воздвигли на трибунах композицию, в центре которой оказался портрет Феофана с неизменной балалайкой в руках. Образ музыканта был выбран неслучайно, ведь, кто как не он — настоящее воплощение народных традиций в современной интерпретации.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
— Это невероятно почётно для меня. Ребятам большое уважение, конечно. Им удалось прогреметь на весь мир. Многие крупные иностранные СМИ на это обратили внимание. Что, кстати, большая редкость. Конечно, это здорово. Я испытываю гордость за то, что мой образ был выбран, как один из элементов перформанса.

Однако, по легенде, Феофан не имеет никакого отношения к футболу.

— Жизнь жизнью, творчество творчеством. Феофан — всё-таки сказочный персонаж, и пересечения с реальностью я стараюсь по минимуму делать. Потому что всё-таки это сказка.

А если говорить о реальной жизни, то создатель персонажа Олег Степанов к этому спорту не равнодушен. И это слабо сказано. Как оказалось, «Зенит» сопровождает его с самого детства: бабушка — дикий фанат футбола, мама с удовольствием смотрит матчи, а отец сам стоял на воротах.