Общество
19:3118 декабря 2019

День рождения «Сапсана»: что изменилось в скоростном поезде за 10 лет

В день десятилетия запуска высокоскоростного сообщения между Москвой и Петербургом в рейс отправился первый модернизированный поезд.
Фото: официальная страница "Сапсан" "ВКонтакте"

Перед каждым рейсом салон «Сапсана» начищают буквально до блеска. В депо подготовка поезда занимает несколько часов: тщательная уборка, загрузка питания. Качество проверят проводники — к которым, кстати, требования тоже повысились. Ведь они — лицо поезда.

— Очень следят за маникюром, за причёсками. Можно с распущенными волосами, только если они не ниже плеч. Чтобы макияж был не сильно яркий, а просто натуральный, и тоже в зависимости от формы, которую мы носим. Если летом серая, то макияж немного нежнее. Если зимой, то глаза поярче. Высота каблука, длина юбки, за этим тоже следят, — рассказала проводник Алина Матюшина.

Исправность всех систем — зона ответственности машинистов. Безопасность «Сапсана» хоть и оценивают на 99%, но перед каждым рейсом нужно ещё раз во всём убедиться.

Самое главное место в поезде — кабина машиниста. Обычно туда посторонних не пускают. И счастливчикам, которым удалось её увидеть, она напомнит, наверно космический корабль: так много в неё мониторов и кнопок.

Сейчас машинист Олег Богданов с лёгкостью разбирается во всех приборах, а 10 лет назад, когда он пересел на скоростной поезд с обычной пригородной электрички на это чудо техники, всё было иначе.

— Всё было необычно, пришлось переучиваться заново на новую технику, потому что с нашей техникой здесь всё работает совсем по-другому. Это очень умная машина. Она подсказывает тебе, помогает сама ехать. Помогает тормозить, если что-то ты не так делаешь, а что-то и подскажет, — поделился машинист Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Олег Богданов.

Сейчас между двумя столицами ходят 15 пар поездов, которые перевозят 20 тыс. пассажиров в день. С 2015 года в туристический сезон пускают и сдвоенные составы на 20 вагонов — какие, кстати, не эксплуатируют больше нигде в мире.

— В настоящий момент мы перевезли 39 млн пассажиров, но стремимся в этом году достичь цифры 6 млн в год. То есть в течение года, считай, перевезли целый город, — заключил замначальника Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Евгений Косарев.

Стоит отметить, что за 10 лет у «Сапсана» появилось немало постоянных пассажиров, которые даже с сотрудниками поезда стали настоящими друзьями. В пути они могут поговорить о жизни, поделиться о чём-то впечатлениями. ЧП тоже бывают, но здесь к этому готовы.

— Мы часто помогаем пассажирам, которым становится плохо. Оказываем первую помощь. Спасаем людей. Даже постоянные пассажиры бывают, которым становится плохо, которые спустя много лет благодарят, — отмечает начальник поезда Сергей Черных.

Ещё одно изменение десятилетия в том, что в самом начале в «Сапсане» было всего два класса обслуживания: эконом и бизнес. Сейчас их гораздо больше. Отсутствие розеток, питания и откидывающегося кресла поможет сэкономить на стоимости билета. Любители же высокого сервиса могут ехать в вагонах с кожаными креслами, индивидуальными лампами и обедом. Или вообще выбрать комнату-переговорную для деловой встречи в пути.

Кроме того, у пассажиров «Сапсана» есть возможность наблюдать за дорогой не только из своего окна, но и вместе с машинистами. В кабину к ним, конечно, не пустят, но зато есть кнопка, с помощью которой можно растонировать стекло и смотреть, как движется поезд.

С таким комфортом и скоростью увидеть полупустой вагон в «Сапсане» — большая редкость, то есть скоростные поезда построили успешную конкуренцию с самолётами.

— «Сапсаном», наверное, за последние 2-3 года я раз 50 уже пользовалась. Я очень часто езжу в командировку в Санкт-Петербург, так как здесь находятся мои заказчики — я являюсь поставщиком для Ленинградской АЭС. И во-первых, это экономит время. Во-вторых, это очень удобно. Хороший персонал и вкусно кормят, — говорит пассажирка скоростного поезда Людмила Савина.
— Комфортно, не устаёшь. Нет шума, тряски. Опять же, все удобства есть, хороший климат. Зимой не холодно, летом не жарко. Удобно, приезжаешь не разбитый, — считает другой пассажир Александр Тимофеев.

Но всё чаще пассажиры просят сократить время в пути. По словам специалистов, такое возможно, но не скоро. Для этого нужно модернизировать не только состав, но и саму магистраль.

Так, по словам Евгения Косарева, нужны другие тележки, и чтобы между Петербургом и Москвой инфраструктура соответствовала высокой скорости, и это уже сложнее.

— Содержать инфраструктуру достаточно сложно. Необходимо делать капитальный ремонт пути, устройства электроснабжения обслуживать. За эти годы много сделано. Первый раз «Сапсан» ходил за 5 часов 45 минут. А сегодня он уже идёт за 5:30, — говорит Косарев.

К слову, до конца 2022 года парк «Сапсанов» увеличится на 13 штук. Пока же к юбилею движения на маршрут вышел только один модернизированный поезд — со множеством новшеств: восемь классов обслуживания. У каждого сиденья появилась розетка для зарядки телефонов и ноутбуков, а все вагоны эконом-класса оборудовали кулерами с водой. Постепенно планируется обновить и все остальные скоростные составы.

Напомним, ранее сообщалось, что обновлённый в честь юбилея «Сапсан» отправился в первый рейс.

Ж/дВидео
Новости партнеров