«Метрострой» дал добро назначить Сергея Харлашкина на пост временного главы компании. Из восьми директоров компании лишь один был против.
Совет директоров «Метростроя» согласовал создание на предприятии временного единоличного исполнительного органа. Его с 19 декабря возглавит пока ещё глава КРТИ Сергей Харлашкин. В августе этого года, отвечая на вопрос журналистов о возможном банкротстве предприятия, он шутил про «вымирание мамонтов», как глава ведомства принимал у «Метростроя» работу по новым станциям Фрунзенского радиуса, а заодно грозился позвать в Петербург московских или китайских подрядчиков для развития городской подземки.
Как стало известно, 78.ru против кандидатуры Сергея Харлашкина не возражал и экс-глава «Метростроя» Вадим Александров, отец Николая Александрова, которого Дзержинский районный суд отправил 10 декабря в изолятор до 8 февраля 2020 года в связи с обвинениями в растрате 178 млн рублей при строительстве нового участка фиолетовой ветки в ноябре 2017 года.
Согласно официальному пресс-релизу «Метростроя», инициатором собрания выступил комитет имущественных отношений (КИО) Смольного. У этого ведомства находится 21% пакет акций предприятия. Еще 25% акций принадлежат ГУП «Петербургскому метрополитену», а 13,62% акций сосредоточены в руках экс-главы «Метростроя» Вадиму Александрову и 24,95% его до недавнего времени действующему главе Николаю Александрову, который теперь находится в местах не столь отдаленных.
Сосредоточить в своих руках контрольный пакет акций (50% +1 акция) городские власти в лице КИО пытались еще с 2013 года (тогда комитет носил название КУГИ, к которому решил неожиданно осенью этого года вдруг решил вернуться — прим.редакции).
Но 6 лет назад для всех комментариев по теме «Метростроя» в имущественном ведомстве отправляли в КРТИ, курируемом в те времена скандально знаменитым также находящимся ныне под стражей бывшем вице-губернаторе Марате Оганесяне. В октябре 2016 года его обвинили в хищениях в особо крупных размерах при поставках видеотабло для стадиона на Крестовском острове. Объемы нанесенного ущерба оценивались в 50 млн рублей. При этом в августе того же 2016 на достройку стадиона официально позвали и «Метрострой», для которого объект стал «точкой невозврата» и катализатором проблем, хотя и в прошлые годы сроки ввода новых станций метрополитена регулярно срывались.
Летом 2017 года Вадим Александров покинул пост главы «Метростроя». Бразды правления в свои руки взял Николай Александров.
В конце 2018 года глава Петербурга Александр Беглов заявил о планах города увеличить долю в предприятии для того, чтобы «управлять ситуацией и нести консолидированную ответственность». Как раз тогда развивалась ситуация с очередным срывом сроков «Метрополитена» по новым станциям подземки, а чуть позже задолженностью предприятия по зарплатам рабочим. Дело дошло до голодовки.
На вопрос 78.ru о том, голосовал ли Вадим Александров против Сергея Харлашкина, в пресс-службе «Метростроя» сообщили кратко: «нет». Отказался давать добро на кандидатуру чиновника Александр Петров, в СМИ он упоминается как председатель совета директоров ОАО «Метрострой» и замдиректор.
Сам Сергей Харлашкин пришел в КРТИ в 2014 году, имея уже опыт работы по возведению новых станций метро в Москве. А в августе этого года, отвечая на вопрос журналистов о том, возможно ли банкротство «Метростроя» Харлашкин сказал буквально следующее: «Это вопрос диалектический. Мамонтов тоже никто не спрашивал». Также он не исключил приход в город московских или китайских подрядчиков для развития городской подземки для развития конкуренции на рынке.
А летом этого года стало известно, что москвичи впервые за долгие годы будут проектировать новые станции в Северной столице, причем — для кольцевой линии от «Лесной-2» до «Ладожской-2».
Некоторые участники рынка на условиях анонимности высказывают предположение, что Сергею Харлашкину предстоит «временная работа после которой с „Метростроем“ могут и вовсе попрощаться».
Как аккуратно отметил в беседе с 78.ru заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» (геподрядчик по московскому метрополитену) Алексей Расходчиков, в первопрестольной заканчиваются объемы для работы метростроевцев, поэтому компании дейсвительно ищут выход на другие рынки. Хотя надо понимать, что объемы финансирования метро в Москве и Петербурге несопоставимы.
По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Анатолия Вакуленко, продолжение оперативной деятельности компании возможно. Есть акционеры компании, есть другие топ-менеджеры, так что есть, кому управлять ею. Таких примеров в отечественной практике, когда генеральный директор задерживался правоохранительными органами, немало, и обычно компании продолжали свою работу.
— А в данном случае это более чем вероятно, учитывая размер компании и количество заказов у неё, в продолжении её работы заинтересован и Петербург, который является её основным акционером, а значит, он будет делать всё для этого, — говорит эксперт.
Написал ли в настоящее время Сергей Харлашкин заявление об увольнении из Смольного и кто займет его место, в пресс-службе ведомства пока не комментируют.
Стоит отметить и то, что в ближайшее время ЗакСу по предложению Смольного предстоит утвердить кандидатуру Максима Соколова, экс-министра транспорта РФ на пост вице-губернатора по транспортному блоку и инвестициям. В Москву его позвали с поста главы комитета по инвестициям Северной столицы после его ухода в 2009 году. В настоящее время подземку курирует вице-губернатор Эдуард Батанов, но его полномочия оказались существенно урезаны с возвращением Максима Соколова.
Примечательно, что до 20 февраля «Метрострою» предстоит еще одно собрание. Так будет решаться вопрос о «досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и образовании нового единоличного исполнительного органа ОАО «Метрострой». В пресс-службе компании подтвердили: речь пойдет о Николае Александрове.