Общество
16:5217 декабря 2019

Временно обновлённый: к чему готовиться «Метрострою» с приходом Сергея Харлашкина?

«Метрострой» дал добро назначить Сергея Харлашкина на пост временного главы компании. До 20 февраля состоится ещё одно собрание, где решится судьба Николая Александрова, отправленного до 8 февраля под стражу в связи с обвинениями в растрате.
Сергей Харлашкин/ Фото: пресс-служба комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

«Метрострой» дал добро назначить Сергея Харлашкина на пост временного главы компании. Из восьми директоров компании лишь один был против.

Совет директоров «Метростроя» согласовал создание на предприятии временного единоличного исполнительного органа. Его с 19 декабря возглавит пока ещё глава КРТИ Сергей Харлашкин. В августе этого года, отвечая на вопрос журналистов о возможном банкротстве предприятия, он шутил про «вымирание мамонтов», как глава ведомства принимал у «Метростроя» работу по новым станциям Фрунзенского радиуса, а заодно грозился позвать в Петербург московских или китайских подрядчиков для развития городской подземки.

Как стало известно, 78.ru против кандидатуры Сергея Харлашкина не возражал и экс-глава «Метростроя» Вадим Александров, отец Николая Александрова, которого Дзержинский районный суд отправил 10 декабря в изолятор до 8 февраля 2020 года в связи с обвинениями в растрате 178 млн рублей при строительстве нового участка фиолетовой ветки в ноябре 2017 года.

Точка невозврата

Согласно официальному пресс-релизу «Метростроя», инициатором собрания выступил комитет имущественных отношений (КИО) Смольного. У этого ведомства находится 21% пакет акций предприятия. Еще 25% акций принадлежат ГУП «Петербургскому метрополитену», а 13,62% акций сосредоточены в руках экс-главы «Метростроя» Вадиму Александрову и 24,95% его до недавнего времени действующему главе Николаю Александрову, который теперь находится в местах не столь отдаленных.

Николай Александров/ Фото: пресс-служба ОАО «Метрострой»
Николай Александров/ Фото: пресс-служба ОАО «Метрострой»

Сосредоточить в своих руках контрольный пакет акций (50% +1 акция) городские власти в лице КИО пытались еще с 2013 года (тогда комитет носил название КУГИ, к которому решил неожиданно осенью этого года вдруг решил вернуться — прим.редакции).

Но 6 лет назад для всех комментариев по теме «Метростроя» в имущественном ведомстве отправляли в КРТИ, курируемом в те времена скандально знаменитым также находящимся ныне под стражей бывшем вице-губернаторе Марате Оганесяне. В октябре 2016 года его обвинили в хищениях в особо крупных размерах при поставках видеотабло для стадиона на Крестовском острове. Объемы нанесенного ущерба оценивались в 50 млн рублей. При этом в августе того же 2016 на достройку стадиона официально позвали и «Метрострой», для которого объект стал «точкой невозврата» и катализатором проблем, хотя и в прошлые годы сроки ввода новых станций метрополитена регулярно срывались.

Летом 2017 года Вадим Александров покинул пост главы «Метростроя». Бразды правления в свои руки взял Николай Александров.

В конце 2018 года глава Петербурга Александр Беглов заявил о планах города увеличить долю в предприятии для того, чтобы «управлять ситуацией и нести консолидированную ответственность». Как раз тогда развивалась ситуация с очередным срывом сроков «Метрополитена» по новым станциям подземки, а чуть позже задолженностью предприятия по зарплатам рабочим. Дело дошло до голодовки.

Фото: пресс-служба ОАО «Метрострой»
Фото: пресс-служба ОАО «Метрострой»

На вопрос 78.ru о том, голосовал ли Вадим Александров против Сергея Харлашкина, в пресс-службе «Метростроя» сообщили кратко: «нет». Отказался давать добро на кандидатуру чиновника Александр Петров, в СМИ он упоминается как председатель совета директоров ОАО «Метрострой» и замдиректор.

Проверенные бойцы?

Сам Сергей Харлашкин пришел в КРТИ в 2014 году, имея уже опыт работы по возведению новых станций метро в Москве. А в августе этого года, отвечая на вопрос журналистов о том, возможно ли банкротство «Метростроя» Харлашкин сказал буквально следующее: «Это вопрос диалектический. Мамонтов тоже никто не спрашивал». Также он не исключил приход в город московских или китайских подрядчиков для развития городской подземки для развития конкуренции на рынке.

А летом этого года стало известно, что москвичи впервые за долгие годы будут проектировать новые станции в Северной столице, причем — для кольцевой линии от «Лесной-2» до «Ладожской-2».

Некоторые участники рынка на условиях анонимности высказывают предположение, что Сергею Харлашкину предстоит «временная работа после которой с „Метростроем“ могут и вовсе попрощаться».

Фото: пресс-служба ОАО «Метрострой»
Фото: пресс-служба ОАО «Метрострой»

Как аккуратно отметил в беседе с 78.ru заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» (геподрядчик по московскому метрополитену) Алексей Расходчиков, в первопрестольной заканчиваются объемы для работы метростроевцев, поэтому компании дейсвительно ищут выход на другие рынки. Хотя надо понимать, что объемы финансирования метро в Москве и Петербурге несопоставимы.

По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Анатолия Вакуленко, продолжение оперативной деятельности компании возможно. Есть акционеры компании, есть другие топ-менеджеры, так что есть, кому управлять ею. Таких примеров в отечественной практике, когда генеральный директор задерживался правоохранительными органами, немало, и обычно компании продолжали свою работу.

— А в данном случае это более чем вероятно, учитывая размер компании и количество заказов у неё, в продолжении её работы заинтересован и Петербург, который является её основным акционером, а значит, он будет делать всё для этого, — говорит эксперт.

Написал ли в настоящее время Сергей Харлашкин заявление об увольнении из Смольного и кто займет его место, в пресс-службе ведомства пока не комментируют.

Стоит отметить и то, что в ближайшее время ЗакСу по предложению Смольного предстоит утвердить кандидатуру Максима Соколова, экс-министра транспорта РФ на пост вице-губернатора по транспортному блоку и инвестициям. В Москву его позвали с поста главы комитета по инвестициям Северной столицы после его ухода в 2009 году. В настоящее время подземку курирует вице-губернатор Эдуард Батанов, но его полномочия оказались существенно урезаны с возвращением Максима Соколова.

Примечательно, что до 20 февраля «Метрострою» предстоит еще одно собрание. Так будет решаться вопрос о «досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и образовании нового единоличного исполнительного органа ОАО «Метрострой». В пресс-службе компании подтвердили: речь пойдет о Николае Александрове.

МетроСмольный
Новости партнеров