Прямой эфир

Феодалы и подземелья: новейшая история России на примере династии Александровых

Анна Федотова
11 декабря 2019, 20:54
После краха СССР Вадим Александров превратился из «красного директора» в совладельца «Метростроя», а потом передал целую отрасль городского хозяйства сыну по наследству. Теперь тот в СИЗО, но говорит, что не мог воровать «у самого себя».
Вадим Александров/ Фото: пресс-служба ОАО "Метрострой"

Не воруй у себя

В Петербурге новое громкое уголовное дело, связанное с хищением государственных денег в промышленных масштабах. На этот раз в эпицентре оказалась компания «Метрострой» - гигант и монополист в области прокладки тоннелей и строительства сооружений для городской подземки. Дзержинский суд арестовал троих фигурантов: генерального директора ОАО «Метрострой» Николая Александрова, руководителя филиала «Метростроя» - Управления производственно-технологической комплектации (УПТК) Олега Кузьменко и бывшего главу предприятия «Безопасные технологии и разработки» (БТР) Анатолия Болотова. По версии следствия, они решили незаконно обогатиться на строительстве многострадального Фрунзенского радиуса метро.

Еще до арестов ФСБ провела в «Метрострое» масштабные обыски. Правоохранителей заинтересовал документооборот по контракту на строительство пятой ветки от станции «Международной» до «Шушар», который был заключен в 2013 году. Предполагается, что между УПТК и БТР был заключен фиктивный договор на поставку щебня, но на место проведения работ материалы так и не поступили. Ущерб оценивается в 178 млн рублей. Дело возбуждено по ч.4 ст.160 УК РФ («Присвоение и растрата организованной группой в особо крупном размере»).

На суде защита Александрова рисовал поистине ужасные перспективы дела: 3000 сотрудников «Метростроя» окажутся на улице. От себя предприниматель намекнул, что развитие метрополитена может попросту остановиться, причем в обеих столицах. В Петербурге у компании несколько контрактов на общую сумму под сто миллиардов рублей, а недавно был заключен еще один в Москве.

Николай Александров/ Фото: объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга
Николай Александров/ Фото: объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга
- Я являюсь бенефициаром «Метростроя». Я что, сам у себя ворую? – обратился Александров к судье.

Впрочем, в самом «Метрострое» поспешили заверить широкую общественность в том, что волноваться, в общем-то, не о чем.

«…Работа сотрудников управления и всех его структурных подразделений продолжается. Реализация государственных контрактов проходит в рабочем порядке. Обязательства, имеющиеся у компании перед городом, будут выполняться. В частности, в рамках гарантийных обязательств устранены протечки, возникшие накануне на станции метро «Дунайская», - говорится в официальном сообщении на сайте компании.

История капитала

Николай Александров не лукавил, когда назвал себя бенефициаром «Метростроя». Ему принадлежат около четверти акций компании, и только один этот актив делает его одним из богатейших людей города. Еще более 13,5% акций «Метростроя» у отца генерального директора Вадима Александрова. 46% акций принадлежат городу – их контролируют КИО и «Петербургский метрополитен». Отсутствие у Смольного контрольного пакета развязывает Александровым руки, и они оказывают огромное влияние на управление предприятием. При этом все попытки администрации увеличить свою долю и сделать ключевую для города отрасль управляемой и предсказуемой героически блокируются.

Фото: сообщество
Фото: сообщество "Метрострой. История петербургского метро" в vk.com

Олигархи 90-х, расписывая сомнительные источники своего богатства, любили рассказывать сказки о вагонах, разгруженных ради начального капитала. Лучше бы сразу говорили про найденный клад, это было бы хотя бы правдоподобно. У Вадима Александрова все намного проще, и ничего придумывать не надо. В советское время выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта старательно делал карьеру в Ленметрострое, не забывая о партийной ветви. В результате к 1991-му году он дослужился до начальника управления строительства предприятия.

А после приватизации бывший «красный директор» стал «партнером», как небезызвестный Леня Голубков из популярных в те времена рекламных роликов МММ. Вадим Александров был бессменным генеральным директором ОАО «Метрострой» в течение 24 лет - с 1993 по 2017 год, а потом передал свой пост по наследству сыну. А тот, по версии следствия, вскоре вступил в преступный сговор с другими фигурантами дела.

На самом деле слова о «воровстве у самого себя» звучат довольно нагло. Речь идет о городских бюджетных деньгах, половина из которых собиралась с налоговых отчислений обычных петербуржцев. Так что, если преступление имело место, то воровали «предприниматели» у нас с вами. Именно город финансирует прокладку метрополитена.

Встанет ли метро

У правоохранительных органов далеко не впервые возникают претензии к «Метрострою». В 2016 году обыски проходили даже на даче Александрова-старшего в Юкках и в квартире младшего на Песочной. Тогда в фокусе также оказался принадлежащий Николаю Александрову банк «Невастроинвест», который, как не сложно догадаться, обслуживает «Метрострой». При этом фигурировала версия о том, что через банк деньги, получаемые «Метростроем» по госконтрактам, могли выводиться за рубеж.

Фото: сообщество
Фото: сообщество "Метрострой. История петербургского метро" в vk.com

Однако в итоге все обошлось для семьи Александровых без последствий. Тем более что вскоре правительству Георгия Полтавченко понадобилась деятельная помощь «Метростроя», чтобы закрыть дыры на другой скандальной стройке – стадионе на Крестовском острове.

Но в последнее время пожар стал обычным делом даже в собственной вотчине метростроевцев. Срывы сроков сдачи объектов – теперь норма, а не исключение. Три новых станции Фрунзенского радиуса обещали ввести еще в 2018 году, но в итоге они открылись только осенью 2019-го. В прошлом году метростроители месяцами сидели без зарплаты, устраивали забастовки, и только после личного вмешательства Александра Беглова ситуация разрешилась. Сам же процесс развития подземки пришел к коллапсу, что отразилось на законе о бюджете на 2020 год: на строительство новых станций заложили только 13,7 млрд. Нужно гораздо больше, в два-три раза, но в Комитете финансов были вынуждены признать, что с большими объемами в нынешней ситуации «Метрострой» попросту не справится.

Так что апелляции к тому, что уголовное дело ударит по темпам строительства метро, выглядят смешно. Хуже быть уже не может, а терпеть то, что есть, больше нельзя.