Информация об обысках в «Метрострое» и задержании правоохранительными органами главы компании Николая Александрова появилась 10 декабря. В пресс-службе предприятия официально подтвердили: гендиректор уже два дня не появляется на работе, но от преждевременных предположений и выводов попросили воздержаться. Чуть позже стало известно, что Николаю Александрову предъявили обвинение по статье 160 УК РФ («присвоение или растрата»).
Как сообщили городские СМИ, сотрудники ФСБ начали работать в «Метрострое» ещё накануне, 9 декабря. Отчасти эту информацию подтвердили и в пресс-службе компании, где отметили, что «9 и 10 декабря Александров на работе не появился».
— Связь с ним отсутствует. По имеющейся у нас информации, он задержан и ожидает предъявления обвинения и избрания меры пресечения, — рассказали в пресс-службе, добавив, что пока неизвестно, с какой целью и в рамках какого дела произошло задержание, а также какова позиция обвинения.
В связи с этим в «Метрострое» сочли нецелесообразным и неэтичным высказывать предположения и делать какие-либо выводы до предъявления обвинения и вынесения решения судом и призвали к этому СМИ.
В пресс-службе предприятия подчеркнули: работа сотрудников управления и всех его структурных подразделений продолжается, реализация госконтрактов проходит в рабочем порядке. Имеющиеся у компании обязательства перед городом будут выполняться и дальше.
Но уже около 17:00 стало известно, что Николай Александров находится в Дзержинском районном суде, где ему избирается мера пресечения. Как сообщили в Объединённой пресс-службе судов, в качестве рекомендованной меры выбрано заключение под стражу. Также есть и второй фигурант —Анатолий Болотов, гендиректор компании «Безопасные технологии и разработки» (БТР), связываемый с закупкой материалов для нового метро.
— Как полагает следствие, не позднее 7 ноября 2017 Александров объединился с Кузьменко и Болотовым (ООО «БТР») для совершения хищения денежных средств ОАО «Метрострой» путём заключения фиктивного договора на поставку сырья, — сообщила Объединённая пресс-служба судов в своем telegram-канале.
Всего нанесённый ущерб оценивается в 178 млн рублей.
При этом сам Болотов уже пытался 9 декабря сбежать в Израиль. Его оставили под стражей до 2 февраля 2020 года.
Об обысках в «Метрострое» городские СМИ упоминали ещё в 2016 году. Тогда мероприятия проводились в главном здании предприятия и загородном доме экс-главы компании Вадима Александрова (отца Николая Александрова). До этого, в мае, правоохранители, по словам участников рынка, по линии «Метростроя» работали в Дирекции транспортного строительства северной столицы (структура КРТИ, отвечающая за развитие подземки). Изымались документы по депо «Южное» для той самой фиолетовой ветки. А в марте в поле зрения правоохранителей попали документы по станции «Казаковская» Красносельско-Калининской линии.
Впрочем, по-настоящему серьёзные проблемы у «Местростроя» возникли осенью 2018 года. Тогда стало понятно: сроки по оранжевой, фиолетовой и коричневой веткам метро будут сорваны. А запущенные к чемпионату мира по футболу 2018 года станции «Новокрестовская» и «Беговая» наглядно продемонстрировали, почему к ним существует более 1000 претензий. Плитка там начала отваливаться, с потолка текла вода, а траволаторы регулярно ломались, чтобы потом вообще намертво встать. Тогда же стало известно и о претензиях к компании налоговиков на 800 млн рублей, недоплаченных за предыдущие периоды. В результате счета предприятия отправлялись под арест, платить рабочим стало нечем, а те вышли на улицы. Уладить конфликт с задержкой зарплат удалось только после вмешательства Смольного.
Ударила блокировка счетов и по строительству самой подземки. В середине января этого года ФНС и вообще подала иск о банкротстве предприятия.
В третьей декаде января Смольный демонстративно расторг три из четырёх контрактов на строительство подземки и пригрозил найти альтернативу «Метрострою» в виде московских и иностранных компаний. Впрочем, через 10 дней чиновники «отыграли» ситуацию обратно. Однако в Смольном потребовали от компании договориться наконец с налоговой, разобраться с долгами по зарплате и сдать в срок до 1 июля Фрунзенский радиус. Его запустить в итоге удалось только 3 октября.
Последний месяц осени этого года уже ознаменовался громкими обысками в Петербурге. Так, 20 ноября правоохранители работали в Водоканале. Мероприятия связывались с завышением тарифов в предыдущие периоды, из-за которого нанесён ущерб в размере 1 млрд рублей. Впрочем, экс-главу Водоканала Евгения Целикова, подозреваемого в хищениях на 1 млрд рублей, отправили под домашний арест до 19 января 2020 года.
Само уголовное дело по статье о причинении имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием группой лиц по предварительному сговору появилось ещё в июле 2019 года в отношении неустановленных лиц. В октябре дело переквалифицировали на мошенничество в особо крупном размере.
Затем, 28 ноября, стало известно об обысках в НКО «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Позже стало известно, что речь может пойти о мошенничестве в особо крупном размере с ущербом для казны на 7 млн рублей.
Между тем, стоит вспомнить, что именно с обвинений в сговоре при закупке материалов для табло на стадионе «Зенит-арена» началось легендарное дело Марата Оганесяна.