Одно из самых известных и лаконичных граффити в Петербурге, тонко соответствующее духу города, изобразили уличные художники Паша Кас и Павел Мокич. Речь идёт о портрете Даниила Хармса на фасаде дома № 11 по улице Маяковского. Лицо поэта с тяжёлым взглядом будто выглядывает из-за угла – и молча вопрошает: а что ты сделал сегодня для культуры в Петербурге?
Граффити давно стало официальной достопримечательностью города, и его, к счастью, закрашивать пока не собираются (в отличие от многих других). Портрет Хармса появился 1 февраля 2016 года. По словам Павла Мокича, художники предварительно опросили всех жильцов дома, дабы удостовериться, что противников у этой идеи нет. Позже, правда, на них всё равно пожаловались, но портрет отстояли с помощью горожан и протекции известного художника Михаила Шемякина.
А вот другой известной работе художника Паши Каса, портрету Моны Лизы в образе дворника на улице Жуковского, повезло значительно меньше. Эффектную современную Джоконду коммунальщики всё-таки закрасили. Но этот неприятный факт не остановил художника. В самом начале 2019 года Паша создал другую работу, которая отличалась теплотой и налётом приятной ностальгии.
На перекрёстке Невского и Суворовского проспектов он нарисовал «Дверь в советский Новый год», за которой девочка в коричневом школьном платье советских времён наряжала ёлку. К сожалению, работу закрасили в самые короткие сроки – буквально через несколько часов. Но горожане, которым арт понравился, проявили сознательность и оттёрли с картины краску.
Через месяц, в феврале 2019 года Кас распахнул на Невском «Окна в другую реальность». В стене появились фальш-окна, в которых за решётками виднелись море, голубое небо и пальма. Кто-то, судя по раздвинутым прутьям решётки, всё-таки смог сбежать в эту столь привлекательную «другую реальность» из города. Эту работу тоже закрасили – видимо, чтобы избежать «массовых побегов» из Петербурга в чьи-то грёзы.
Другой широко известный современный уличный арт-объект в Петербурге – мурал сверхпопулярного художника-каллиграфа Покраса Лампаса «Дуализм» («Д ¥ Ā Л И З М»). Произведение уличного искусства занимает 250 квадратных метров и располагается на внутренней стене дизайн-отеля Wynwood на набережной канала Грибоедова.
Каллиграфическая работа в фирменном стиле Покраса Лампаса выполнена на двух языках и посвящена, по словам самого создателя, двойственности восприятия современного искусства. Художник создал собственное направление в искусстве – Calligrafuturism. Большинство его известных работ сделаны с большим размахом. В Петербурге есть и другие муралы Покраса Лампаса, но произведение на набережной канала Грибоедова – самое крупное из всех.
Двойственность выражена в работе не только посредством использования двух языков, но и через цвет фона. Правая часть «холста» почти полностью чёрная, тогда как левая значительно светлее и более близка по оттенку к оригинальному тону здания. Сам же текст содержит своеобразный манифест о ценностях.
Арт-объект появился не так давно – в июле 2018 года. К счастью, над внутренней поверхностью стен отеля коммунальщики не властны, и закрасить мурал у кого-то вряд ли получится.
В разговоре об уличном искусстве невозможно не упомянуть петербургские арт-группы, объединяющие сразу несколько талантливых художников. Одно из наиболее известных подобных сообществ – арт-группа «Явь».
В группу входят не только художники, но и, по словам самих участников, множество других талантливых людей. Концепции работ обсуждаются коллективно, на расходные материалы вроде краски тоже сбрасываются все. В числе работ участников «Яви» – и полноценные уличные картины, и трафареты, и многое другое.
Среди самых известных арт-произведений группы можно назвать красочный портрет Стивена Хокинга, созданный полтора года назад ко Дню космонавтики. Граффити появилось на стене одного из жилых домов в центре Петербурга, недалеко от Обводного канала, 11 апреля 2018 года. Сами художники заявили в соцсетях, что хотели этим портретом сподвигнуть людей чаще поднимать глаза к небу.
К сожалению, живой и красочный портрет великого учёного довольно быстро подвергся нападению «конкурирующих» людей с краской – они изобразили поверх портрета рисунок гоночной машины не очень высокого качества. Позже поверх этого рисунка появился новый «геологический слой» в виде ругательной надписи. В итоге, участники «Яви» закрасили всё это поле боя и изобразили новый портрет Хокинга в ноябре текущего года – правда, уже не такой красочный.
Кисти «Яви» (а точнее, баллончикам с краской) принадлежит портрет Маяковского на одной из стен библиотеки Маяковского, граффити с милитари-котиками к 23 февраля и многоэтапный перформанс «Созидание и вандализм». В рамках последнего проекта сами художники создавали и закрашивали собственные работы по мотивам картин великих художников (Брейгеля, Рубенса и других) на одном и том же месте – стене заброшенного здания на Павловском шоссе.
И всё-таки самой известной и популярной арт-группой Петербурга остаётся на сегодняшний день HoodGraff. Их чёрно-серо-белые портреты знаменитостей и великих людей видел каждый житель города, а для туристов эти работы являются важными экскурсионными точками – ничуть не менее значимыми, чем городские музеи.
Hoodgraff создали граффити с портретами Юрия Шевчука, Виктора Цоя, Михаила Боярского, Альберта Эйнштейна, Бодрова-младшего в образе Данилы Багрова и много-много других интересных работ. Арт-группа появилась в Белоруссии, и некоторые из их уличных портретов до сих пор можно найти в Витебске. Первой их большой работой стал портрет Снуп Догга, который пришёлся по душе всем местным жителям.
Изначально в команде состояли четыре человека: идейный вдохновитель Артём Бурж, художник Илья Ильс, а также ещё двое творческих ребят – Ян и Глеб. Таков был состав арт-группы в 2013 году. Но уже в 2015 команда раскололась, и в Hoodgraff’е остались только Артём и Илья, а Ян и Глеб создали собственную арт-группу StreetSkills.
Из Витебска в Петербург ребята переехали ещё первоначальным составом. И началась длительная и невероятная в своей абсурдности борьба с властью и граффитистами-вандалами за возможность сохранить свои работы. Так, долгое время красовавшийся на Литейном портрет Эйнштейна успел уже всем полюбиться, когда его испортили надписью «оформуха».
Ребята решили не восстанавливать изображение великого учёного, а нарисовали новый портрет – на этот раз Юрия Шевчука. Но портрет самого душевного представителя русского рока на этот раз закрасили коммунальщики. Тогда художники изобразили кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Когда же и его уничтожили, петербургский арт-активист Олег Лукьянов разместил на этом месте распечатанную фреску, которую сложно замазать краской.
Сами художники не раз обновляли и другие свои работы – например, на месте старого портрета Бодрова появился новый, даже лучше прежнего. То же произошло и с портретом Цоя. Но ребятам рамки города стали уже маловаты: сегодня их работы можно увидеть в разных странах. Например, в Бразилии Артём и Илья изобразили «тётушку Чарли», во Вьетнаме – Чарли Чаплина, на Самуи – Джима Керри и Далай Ламу.
Есть, конечно, в Петербурге художники, которые оставили на улицах города менее заметный, но всё равно – вполне видимый след. И часто этот след имеет немалую смысловую нагрузку. К таким художникам относится, например, Лёша Бурстон.
Одну из своих работ, так называемую «Мусорную лань», Бурстон посвятил проблеме мусора – одной из самых острых проблем на сегодняшний день и в России, и в мире вообще. На самом деле, лань вовсе не «мусорная», а совсем даже «золотая», но связь между этими характеристиками проследить несложно. Работа представляет собой лань в натуральную величину – только полностью покрытую мусором. По словам самого художника, эту работу он посвятил проблеме мусора в Ленобласти.
В заброшенной оранжерее Таврического сада Лёша Бурстон разместил силуэты читающих людей, а в сквере на пересечении Греческого проспекта и улицы Некрасова появился портрет Пушкина, разгребающего письма со спамом. После нескольких конфликтов петербуржцев с так называемыми «продавцами чая» на Невском проспекте одну из арок в центре города украсила фигура «Мучайника» – подвешенного за руки к арке молодого человека с надписью «чай» на груди. Этот арт-объект, правда, провисел совсем недолго.
Талантливых художников в Петербурге, как уличных, так и вполне традиционных, очень много, и написать о них можно не один том. Но лучше – пройтись по городу и увидеть всё своими глазами.