Атомный ледокол «Арктика» отправится на ходовые испытания в Финский залив 12 декабря. Об этом сообщили представители «Балтийского завода», где судно строят по заказу «Росатома». Примечательно, что сам атомоход называют универсальным в своем роде. Кроме него рассчитывают спустить на воду ещё два ледокола того же проекта.
На центральном посту управления — рабочая суета. Это самое сердце корабля, который уже носит почётный титул главного атомного ледокола страны.
Головное судно новых российских атомоходов «Арктика» — 173 метра в длину и водоизмещением более 30 тысяч тонн. Его главная задача — проводить караваны в арктических условиях, и пробивать лед толщиной более трёх метров, причём не только на океанских и морских просторах, но и в речных руслах.
Контракт на строительство ледокола подписали семь лет назад, и, похоже, годы кропотливой работы над созданием «атомного» шедевра стоимостью 37 миллиардов рублей не прошли даром.
— Текущая готовность судна составляет 93%. Заказ находится на швартовых испытаниях. Произведена загрузка ядерного топлива, физический пуск реактора. На сегодняшний день ведётся подготовка к выходу в море, первый этап ходовых испытаний. Выход в море запланирован на 12 декабря, — отметил ответственный сдатчик атомного ледокола «Арктика» Вадим Голованов.
Экипаж «Арктики» — 53 человека, однако кают на борту ледокола вдвое больше. Бороздить просторы вечной мерзлоты отправится не только основной состав, но и полярники. Места на атомном исполине хватит всем.
— Все каюты оборудованы санитарными блоками. Каждая каюта имеет свой телевизор и небольшой холодильник. То есть каюта представляет из себя небольшое пространство, в котором можно нормально проживать, — подчеркнул Голованов.
За плечами капитана «Арктики» 20 лет командования подобными судами. В своих оценках он пока сдержан — для начала нужно выйти в море.
— Будет работать по всей трассе Севморпути, по всей акватории. За исключением устьевых участков рек Обь, Енисей, до доступных глубин. Насколько будет удобен и хорошо ли он будет ломать лёд, мы проверим на ходовых испытаниях, — заявил капитан ледокола Александр Спирин.
Представитель заказчика — предприятия «Атомфлот» — подчеркивает: помимо «Арктики» сейчас строятся еще два аналогичных атомохода — «Сибирь» и «Урал». А на первенце в данной серии отрабатывают наилучшие инженерные варианты для всей «атомной» троицы.
— Отрабатываются системы, компановка, их расположение по судну. Вносятся изменения в чертежи, и затем все эти изменения учитываются при строительстве следующих серийных ледоколов, — пояснил заместитель генерального директора по строительству флота ФГУП «Атомфлот» Константин Князевский.
Заказчику «Арктику» передадут в мае следующего года. «Сибирь» и «Урал» — до 2022-го. И не исключено, что «Атомфлоту» могут понадобиться ещё несколько подобных ледоколов.