Санкт-Петербург входит в число регионов с максимальной распространённостью ВИЧ-инфекции среди населения. По данным Роспотребнадзора, наш город занимает 14 место в общем рейтинге: около 1% жителей нашего города являются носителями ВИЧ. В Ленобласти дела обстоят и того хуже: в 2019 году регион попал в десятку «рекордсменов» по уровню заболеваемости ВИЧ, заняв 8 место и преодолев планку в 1210,5 ВИЧ-инфицированных на каждые 100 тысяч человек (более 1,2%).
Всего в России по итогам прошлого года было зарегистрировано 896 тысяч человек, живущих с диагнозом «ВИЧ» – такие цифры озвучила министр здравоохранения Вероника Скворцова на профильном медицинском форуме. По словам Скворцовой, за период с января по октябрь 2019 года в нашей стране было выявлено 65 755 новых ВИЧ-инфицированных.
Правда, Роспотребнадзор в конце 2018 года называл более громкие цифры: согласно данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, уже год назад количество больных составило 998 037 человек – почти миллион. А если учесть всех, кто за этот год умер от ВИЧ, получится ещё более внушительная цифра: 1 306 109 человек. По подсчётам специалистов, каждый час в России вирусом иммунодефицита человека заражается минимум 10 человек.
При этом, многие больные могут банально не знать о том, что в их организме поселился страшный недуг. К примеру, в 2016 году в Петербурге тест на ВИЧ прошли только 19% населения. При этом, у болезни есть длительная фаза, протекающая без каких-либо ярко выраженных симптомов. Длительность этой фазы может составлять до 10 лет и больше. За эти 10 лет, не зная о своём ВИЧ-статусе, человек может безо всякого злого умысла подвергнуть риску и даже погубить множество окружающих – в том числе, самых близких.
Страшная инфекция возникла по историческим меркам совсем недавно. Первые случаи заражения ВИЧ были выявлены в начале 1980-х. Тогда же, в 1981 году врачи впервые обнаружили и описали СПИД. С тех пор в мире всего было заражено около 75 миллионов человек, а умерло от болезни – свыше 25 миллионов только за последние 25 лет.
Эксперты отмечают: если раньше болезнь считалась «прерогативой» незащищённых слоёв населения, больных наркоманией, маргинальных элементов и богемы, то в наши дни дела обстоят уже совсем по-другому. ВИЧ и СПИД давно вышли за границы «молодёжно-маргинального» круга и всё чаще поражают представителей вполне благополучных слоёв населения.
Кроме того, ВИЧ-инфекция «стареет» – случаи заболевания вирусом иммунодефицита всё чаще регистрируются у старших возрастных групп. Так, если в 2001 году в России 87% ВИЧ-инфицированных находились в возрастной группе 15-29 лет, то в 2018 году 82% больных оказались в возрасте старше 30 лет. Такие данные приводит Центр по профилактике и борьбе со СПИДом при НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора.
В данный момент в мире живёт более 37 миллионов человек с диагнозом ВИЧ. Это больше, чем когда-либо с момента открытия вируса. Но всё это – лишь сухие цифры статистики, которые вряд ли обеспокоят простого жителя города, не столкнувшегося с проблемой лично. Далеко не все знают, что вообще представляет собой ВИЧ-инфекция и что такое СПИД. Поговорим об этом чуть подробнее.
Многие уверены, что ВИЧ и СПИД – это синонимы. На самом деле, это отнюдь не так. СПИД является терминальной, то есть конечной стадией развития ВИЧ в организме человека. Попадая в организм, вирус иммунодефицита начинает разрушать его иммунную систему. При СПИДе – Синдроме приобретённого иммунодефицита – иммунная система больного уже настолько ослаблена, что он не в состоянии сопротивляться каким-либо болезням.
У здорового человека иммунитет работает довольно просто. За его чёткую работу отвечает три вида клеток: Т-лимфоциты, B-клетки и фагоциты. Т-лимфоциты – это «сигнальные маячки», которые обнаруживают вирус и посылают сигнал о «чужаках» B-клеткам. B-клетки, в свою очередь, помечают этих «чужаков» антителами. Антитела действуют как красная тряпка на клетки-убийцы фагоциты, которые и уничтожают помеченные клетки вируса.
Вирус иммунодефицита человека проникает в клетки Т-лимфоцитов, меняя их работу в свою пользу, истощая и, в итоге, убивая их. Паразитируя на наших клетках, ВИЧ воспроизводит себя и уничтожает «сигнальные маячки» нашей иммунной системы. Чем дальше зашла болезнь в своём развитии – тем меньше в организме Т-лимфоцитов и тем меньше сопротивляемость болезням.
СПИД – конечная стадия болезни, при которой иммунитет окончательно истощён и не способен сопротивляться даже лёгким инфекциям. На этой стадии больные часто погибают от разных инфекций и болезней, которые у здорового человека не способны преодолеть барьер иммунитета.
ВИЧ постоянно меняется и «модернизируется». Как заявил в одной из научных публикаций 2019 года профессор Джон Саша из Орегонского университета здравоохранения и науки, разнообразие – «визитная карточка» вируса. Так, в ноябре текущего учёные заявили о том, что был обнаружен новый штамм ВИЧ – впервые за 19 лет.
Появление новых штаммов затрудняет поиск лекарства и создание вакцины от этого недуга. Впрочем, само словосочетание «вакцина от СПИДа» кажется нам чем-то фантастическим. Хотя в данный момент учёные достигли довольно неплохих результатов в терапии ВИЧ: врачам удаётся удерживать болезнь на первых этапах, не давая вирусу трансформироваться в СПИД.
Но если с ВИЧ можно вполне неплохо жить долгие годы и даже десятилетия, то вот у больных с диагнозом «СПИД» по-прежнему мало надежды. Вопрос о том, на каких стадиях находится сейчас в мире вопрос поиска вакцины от СПИДа, мы задали профессору Политехнического университета, доктору биологических наук Андрею Козлову.
Профессор Андрей Козлов первым в СССР начал заниматься проблемами СПИДа, он же первым в стране в 1987 году организовал скрининг на ВИЧ в Ленинграде.
– Сейчас в Южной Африке завершаются очень важные клинические испытания вакцины (против СПИДа), которая уже показала свою эффективность, до этого были испытания в Таиланде. И от результатов этих клинических испытаний будет зависеть будущее развитие вакциновой проблематики при СПИДе, – рассказал профессор. – В целом, можно сказать, что разработка вакцины против СПИДа в мире идёт опережающими темпами.
Андрей Козлов подчеркнул, что труд учёных над созданием этой вакцины имеет огромное значение не только для ВИЧ-инфицированных и здравоохранения, но и для всей науки.
– Сомнений в том, что вакцина против СПИДа будет создана, нет, – подчеркнул эксперт. – Причём есть успехи в разработке как профилактической, так и терапевтической вакцины против СПИДа, то есть иммуно-биологического препарата.
Когда человечеству ожидать прорыва в создании вакцины от синдрома приобретённого иммунодефицита? Петербургский учёный отметил, что в научной среде всё непросто: требуются длительные доклинические и клинические испытания и, конечно, финансирование. С которым у науки всегда были проблемы.
Тем не менее, примерные даты эксперт всё же назвал:
– Обозначаются сроки 2026-2030 год. В данном случае я говорю именно о вакцине против СПИДа. Причём первая вакцина против СПИДа, как говорят специалисты, может быть, даже не будет обладать стопроцентной эффективностью. Но даже если будет достигаться эффективность в 60-70%, всё равно можно начать её применять.
Уже при 60-70-процентной эффективности вакцины, считает учёный, можно будет остановить бушующую в мире эпидемию СПИДа – если сочетать вакцинирование с профилактической терапией, антиретровирусной терапией ВИЧ-инфицированных и профилактикой наркомании.
Тем более, что в создании вакцины от ВИЧ учёные уже продвинулись довольно далеко. К примеру, совсем недавно вакцина, созданная сотрудниками Научно-исследовательского института Скриппса и некоммерческой организации исследований вакцин против ВИЧ, прошла успешные испытания на кроликах и показала эффективность против большинства штаммов вируса.
Благодаря антиретровирусной терапии в большинстве развитых стран мира наступила стабилизация на фронте борьбы с ВИЧ, отметил Андрей Козлов.
– Конечно, это просто огромный успех. И науки, и здравоохранения, – подчеркнул учёный.
Так что сомневаться в том, что и СПИД однажды перейдёт в число решаемых проблем, подобно сифилису или туберкулёзу, не приходится.
Вот только в России дела обстоят не так радужно. Причём как в плане распространения эпидемии, так и в плане научной работы над созданием вакцины. Как отметил Андрей Козлов, данные по заболеваемости в России вызывают большую озабоченность: миллион ВИЧ-инфицированных – это исключительно много даже для такой большой страны.
– Ещё большую озабоченность вызывает то, что в ряде регионов уже в более чем 50% случаев болезнь передаётся половым путём, а не «наркоманским». Это свидетельствует о генерализации эпидемии, – рассказал профессор. – Но мою самую высокую озабоченность вызывает тот факт, что в нашей стране СПИД передан практическому здравоохранению. У нас лучшие врачи в мире, я их очень люблю. Но для того, чтобы победить эпидемию, усилий врачей недостаточно. А наша отечественная наука, к сожалению, сейчас всё меньше и меньше занимается СПИДом. И это тоже вызывает озабоченность и разочарование.
По словам Андрея Козлова, работа над вакциной против СПИДа в России сейчас практически не поддерживается.
– Существует отвлечённое мнение, что вакцину против СПИДа создать невозможно. Я должен сказать, что это мнение ни на чём не основано. Нет научных данных, чтобы вакцину против СПИДа не разрабатывать, – подчеркнул специалист. – Но у нас вот так именно и происходит, к сожалению.
Но скрининг, к счастью, у нас всё-таки проводится. С его помощью можно обнаружить ВИЧ на первых стадиях – а это даёт шанс инфицированному прожить достаточно долгую жизнь до критической стадии. В Петербурге мероприятия в рамках всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД» проходили с 25 ноября по 1 декабря.
В этот период можно было пройти экспресс-тест на ВИЧ в мобильной лаборатории петербургского Центра СПИД и инфекционных заболеваний – и узнать правду о своём ВИЧ-статусе. В наши дни не защищён никто – и каждый может оказаться в группе риска.