— «Энергичных людей» я давно мечтал привезти в Петербург, — рассказал Сергей Безруков журналистам «78». — Премьера у нас состоялась весной, всё-таки 90 лет в этом году Василию Макаровичу. Но почему Питер, Ленинград?.. Дело в том, что впервые премьера «Энергичных людей» состоялась в БДТ. Сам Товстоногов поставил «Энергичных людей», причём ещё Василий Макарович был жив. В 1973 году он написал эту замечательную пьесу, а в 1974 году состоялась премьера. А БДТ для меня — эталонный знак качества.
В 2019 году вся театральная общественность празднует юбилей Шукшина — знаменитому писателю, драматургу и актёру могло бы исполниться 90 лет. Но, к несчастью, прожил он ровно в два раза меньше — всего 45. В год юбилея одного из своих любимых авторов Сергей Безруков решил поставить его пьесу в своём собственном, необычном прочтении:
— На 90-летний юбилей Василия Макаровича Шукшина мне всё-таки хотелось, как в «Калине красной», шаркнуть по душе! Хотелось праздника, я его давно жду. Поэтому на сцене я создал праздник 70-х.
Режиссёр подчеркнул, что сам он является ровесником пьесы — ведь родился Безруков именно в 1973 году.
— Я делал этот спектакль про моих родителей, которые были тогда молодыми. Не про спекулянтов — понятно, что мы жили бедно, но ощущение дефицита я помню. Все советские люди знали, что такое «дефицит», что значит «достать джинсы». Это сейчас не проблема, а тогда, по тем временам, достать их было практически невозможно — с переплатой в пять раз, а то и в десять, — вспоминает актёр.
Конечно, речь в спектакле пойдёт не о джинсах и дефиците. Речь о людях, которые хотели сделать свою серую жизнь яркой и полной — и у них это получалось, несмотря ни на что.
— Советское время отличалось какой-то человечностью — вопреки режиму, вопреки уравниловке, когда в магазинах ничего не было, это факт! — подчеркнул Безруков. — Когда одежда была такая, что одевать её просто невозможно. Перешивали, находили ткани, доставали эти ткани, и вопреки всему, создавали замечательный мир! Мир, в котором в эту эпоху именно вопреки люди могли радоваться жизни. И делали это ярко!
Именно эта сочность и колоритность и привлекла режиссёра в пьесе Шукшина:
— Вы посмотрите, какие цвета! Вот этих цветов мне очень не хватает на сцене, вот этой яркости. Оранжевые рубашки, эти воротнички, галстуки… Это яркий праздник на сцене.
Каждый персонаж пьесы — уникальный и яркий, и каждый несёт на себе печать чрезвычайно узнаваемого типажа.
— Конечно же, это гротеск, шарж. Помните знаменитые карикатуры журнала «Крокодил» о спекулянтах? Собственно, эти карикатуры на сцене, — рассказал Сергей Безруков. — Мне хотелось воссоздать атмосферу 70-х, саму эпоху, и поэтому я выступил ещё и как художник-постановщик. На сцене — аутентичная трёшка из 70-х, мы собирали мебель, нашли работающий телевизор, всё, даже чеканку на стене — всё это я помню!
Чтобы праздник был максимально полным и захватил не только сцену, но и зрительный зал, Безруков решил добавить опцию «душевное народное пение». Для этого он создал свой собственный жанр:
— Жанр — «караоке-спектакль». Это моё ноу-хау, я его придумал, и, мне кажется, попал в точку. Потому что зрителям очень часто хочется подпевать актёрам. На сцене у меня даже есть бегущая строчка, и те самые хиты 70-х: «Клён шумит», «Шизгара», Money, всё это идёт бегущей строкой на экране, и зритель, который, может быть, даже забыл слова, вспоминает их и поёт вместе с актёрами. Потому что иногда просто хочется петь!
И никто не стесняется, а актёры — они же ВИА «Энергичные люди» — берут в руки настоящие инструменты и играют настоящую, «живую музыку»:
— У меня на сцене — живой ансамбль. Всё в ритме. Те, кто любит рок-н-ролл — добро пожаловать на спектакль!
Сергей Безруков признался, что ему очень повезло с «музыкальными» артистами. Причём играют они не только на гитарах — к примеру, актёр Евгений Гомоной, играющий Ведущего, оказался, по словам режиссёра, «великолепным барабанщиком», и на подмостках для него появляется настоящая барабанная установка.
В спектакле принимает участие Губернаторский оркестр Московской области — а это и тромбон, и саксофон, и многое другое. А главное — никто не будет «шикать» на вас, если вы возжелаете подпеть артистам. Сам Безруков отметил, что он призывает зрителей присоединиться к песне:
— У меня перед спектаклем Брежнев обращается к зрителям, говорит, что «петь не только приветствуется, но и горячо поддерживается». То есть петь, действительно, можно, нужно и это объединяет зрителей.
Главное отличие постановки Безрукова от той самой постановки Товстоногова — в «степени энергичности», отметил сам режиссёр.
— Всё-таки по тем временам, наверное, нельзя было показывать энергичных людей на сцене, — шутит Сергей Безруков. — Как пили в те времена — об этом я знаю не понаслышке, потому что и батя у меня мог тогда… Тогда артисты, богема — пили все, потому что, в принципе, больше ничего не было в Советском Союзе. Это факт, причём пили и куролесили дай бог как!
Автор спектакля ничуть не стесняется этого «грешка» своих героев — на сцене персонажи раскрывают свою «широкую душу» нараспашку и веселятся, как могут. А они могут, отмечает Безруков, чего нельзя было, в общем-то, сказать об актёрах, игравших первую премьеру:
— Я посмотрел записи той самой постановки Товстоногова, с гениальнейшим Лебедевым в роли Кучкина. Я его очень люблю, гениальнейший артист, его характер, его перевоплощения неповторимы! Но Лебедеву на тот момент было 50, а выглядел он на 60. И, в принципе, все «энергичные люди», которые на сцене в этот момент, им лет по 70 всем. То есть «энергичные люди» — это какая-то острота в их адрес…
Сам Сергей Безруков решил подойти к вопросу энергичности серьёзно:
— У меня на сцене люди действительно энергичные. У меня им обоим под сорок лет. Ведь Василий Макарович писал про главных персонажей: обоим им «под 40 лет», даже не 40 — под сорок! Вы понимаете, люди, когда им под 40, они пьют немного по-другому. Они куролесят. Почему Вера Сергеевна пишет письмо генеральному прокурору для того, чтобы заложить своего мужа? Не потому, что он спекулянт, а потому, что он изменяет, в этом основная причина. Но пьют и куролесят они ярко!
Увидеть яркую постановку Сергея Безрукова и Московского Губернского театра можно будет сегодня, 22 ноября на сцене ДК «Выборгский».