Прямой эфир

Никита Михалков — о споре с Собчак, рейтингах «Бесогона», пельменях и русской крови

Маргарита Звягинцева
20 ноября 2019, 15:39
Почему система Станиславского — это «ПТУ» для «средних» актёров, что общего между признанием и пельменями и зачем нужно было публично критиковать свадьбу Собчак и Богомолова? Обо всём этом известный режиссёр рассказал телеканалу «78».
Фото: Ministry of Culture Russia/ globallookpress.com

«Система Станиславского — это ПТУ»

— Уровень режиссуры у нас настолько упал, что режиссёр очень часто не может помочь артисту, он его не знает! Он ему говорит: «Хочешь заплакать — вспомни грустный случай, надо засмеяться — хочешь, я тебе анекдот расскажу…» Ну, это же ни о чём! Поэтому Станиславский сделал гениальную систему, но для людей со средними способностями. Это ПТУ.

Неожиданное заявление о том, что признанная во всём мире система сценического искусства Станиславского подходит лишь для очень «средних» актёров, режиссёр и продюсер Никита Михалков сделал в эфире телеканала «78». В Петербург «барин всея отечественного кинематографа» приехал на прошедшей неделе, чтобы посетить Международный культурный форум.

С собой Михалков привёз подарок петербургским зрителям — спектакль учеников собственной Академии кинематографического и театрального искусства «Метаморфозы». Постановка по произведениям Чехова и Бунина прошла в БДТ, и посетили её не только сам мэтр, но и премьер-министр Дмитрий Медведев, а также Ольга Голодец.

— Мы были в Туле, Пензе, на юге, много ездили, осваиваем пространство страны с нашими спектаклями-метаморфозами. Но в Питере это было особенно волнительно, — рассказал режиссёр. — Потому что это БДТ. Питерская публика — это особая публика.
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова

Михалков признался, что питерская публика его поразила: зал был набит до отказа:

— Вообще я качество спектакля оцениваю не по аплодисментам, а по тишине. И вот так, как слушали (в БДТ), как это было энергетически напряжено — вот это самое дорогое.

Академия Никиты Михалкова — частное учебное заведение, где актёры и режиссёры получают дополнительное образование.

— У нас в этом году поступали 400 человек, а взяли мы всего 19. Это creme de la creme (лучшие из лучших — прим. ред.)!

Так почему же «сливкам» Никиты Михалкова не подходит система Станиславского? Режиссёр пояснил:

— Потому что это гениальная система, и если ты её воспринимаешь и по ней правильно учишься, ты можешь, не будучи поцелованным Богом, играть на сцене и в кино.
Михаил Чехов в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор». Фото: kino-teatr.ru
Михаил Чехов в роли Хлестакова в спектакле «Ревизор». Фото: kino-teatr.ru

Сам Никита Михалков для своих «лучших из лучших» предпочитает технику, разработанную актёром и педагогом Михаилом Чеховым (племянником Антона Павловича):

— Михаил Чехов — это уже другой этаж! Там уже начинается серьёзный разговор с привлечением таких вещей, как психологический жест, энергетика, концентрация, изучение тела не с точки зрения мышц и кубиков, а с точки зрения движения рукой, головой… Михаил Чехов считал, что слово ничего не значит, а значит то, как оно рождается. Если ты правильно рождаешь слово, ты можешь его не говорить. Это просто другой этаж.

Своя атмосфера

Со своего «другого этажа» Никита Сергеевич рассказал и о том, что в кинематографе самое главное. Как выяснилось, это не «поцелованность Богом» актёров и съёмочной группы, не качественные декорации и даже не хороший сценарий:

— В режиссуре, да и везде, главное — атмосфера. Что такое государство? Это атмосфера. Семья — атмосфера. То же самое в театре и кино.
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова

Михалков отметил, что именно благодаря созданной в его Академии «особой атмосфере» преподаватели заведения никак не могут «избавиться» от выпускников: те продолжают ходить на мастер-классы даже после завершения обучения:

— Они хотят всё время дышать этим воздухом! И это самое дорогое, ради чего мы всё это делаем.

Но вот атмосфера на съёмочной площадке — дело особое. Её, отметил режиссёр, создают не только актёры в контакте со своим «пастырем»:

 Это атмосфера вокруг, с людьми, с осветителями… Самый большой комплимент мне сделал однажды один из осветителей, подошёл ко мне и говорит: «Вот это кино, Сергеич, вот это да!». И это важно, это важнее, чем кинокритики. Потому что эти люди внутри сидят. А культура этой атмосферы заключается в чём? Вот приехал ты на площадку не готовый, говоришь: «Кладите рельсы здесь» (для камеры — прим. ред.), потом посмотрел — «Нет, будем снимать статично». Вот два раза так сделал — и всё, ты никто для них! Это культура, которая заставляет их считать себя творцами вместе с тобой.

На съёмочной площадке художник «права на ошибку» не имеет, заявил Михалков. Впрочем, тут же выяснилось, что и съёмочная группа у него такого права лишена:

— Если во время дубля у меня кто-нибудь из съёмочной группы, из технических работников посмотрел на часы, когда там обед — он не будет у меня работать. Потому что он этим движением и отвлечением отобрал часть энергии у артиста, который в кадре! Это принципиальная вещь.
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова

Как выяснилось, иногда «атмосфера» Михалкова приобретает мистический характер. Из-за особой энергетики при съёмках одного из своих фильмов режиссёр лишился возможности попросту его закончить:

— Кино — живая вещь. Я сейчас, параллельно с моей большой картиной, готовлю картину под названием «История неполучившегося фильма». Я снимал фильм «Вспоминая Чехова» по материалам известного чеховеда. Гениально играли артисты, каждая сцена — бриллиант! А кино не получилось. Я складываю — нет кино, по отдельности смотришь — ах! Никак не мог понять, что случилось. А случилось вот что. Это картина о том, как друзья Чехова вспоминают его на десятилетие его смерти, в 1914 году. Разговаривают, рассказывают истории всякие. Первый эпизод я снимал на настоящей могиле Чехова с ряжеными артистами. И всё! Нельзя…

Как именно дух Чехова повлиял на итоговый кинематографический продукт — Михалков не уточнил.

О новом фильме и терапии Михалкова от звёздной болезни

Невозможно обойти вниманием в беседе с режиссёром и его работу над новым фильмом. Сейчас у Никиты Михалкова в планах драма под названием «Шоколадный револьвер». Всё, что пока у нас есть — это короткое описание на «Википедии» и кинематографических ресурсах. Согласно синопсису, новая картина расскажет о трагической гибели в Каннах дочери некоего режиссёра.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
— Я надеюсь, если я, Бог даст, начну снимать зимой, то к осени картина будет, — поделился Михалков.

Кроме того, режиссёр признался, что в новом фильме планирует снимать многих своих студентов, обучавшихся в Академии — «и на больших ролях, на всяких». Однако дальше приоткрывать завесу таинственности над новым фильмом Михалков отказался. Зато рассказал о своих принципах работы на съёмках:

— Я долго репетирую и быстро снимаю. Я же и в кино работаю по театральной системе. Вот у меня есть на этот эпизод пять дней. В первый день я не снимаю — репетирую, второй день не снимаю — репетирую… Сначала актёры пришли, размялись, поговорили, в другой день — надели костюмы, третий — грим. А снимать когда будем? И вот на пятый день я говорю: «Ну, давайте репетнём генеральную. Поехали, мотор! Всё, спасибо, снято!». Мне важнее иметь время на репетиции, чтобы потом очень быстро снимать.

Долго почивать на лаврах — также не его удел, заявил Никита Михалков:

— Я абсолютно не чувствую груза сделанного! Мастер, фломастер… За мной нет такого. Картина — это ракета, она отснята — и всё, отлетела эта часть ракеты, она уже у зрителей.
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова
Фото: пресс-служба академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова

Режиссёр рассказал, что от «звёздной болезни» и лишней влюблённости в собственное творчество его спас опыт польского режиссёра Ежи Кавалеровича, которому на одном из московских фестивалей он показал однажды свой фильм «Свой среди чужих».

— Он говорит: «Ну, а что ты сейчас уже делаешь?». «Да ничего я пока не делаю. Надо же нюхнуть славы!». На что он мне говорит: «Немедленно начинай снимать картину, любую! Я потерял так 30 лет жизни. Снял свою картину „Поезд“, с фурором, и потом боялся сделать хуже. Я её пересматривал, брал сценарий, сравнивал…. И я абсолютно лишил себя возможности оторваться от этого. Делай что-то!». Я это понял и практически сразу стал снимать «Рабу любви». Это замечательная терапия!

Об интеллигентности и призвании быть русским

Вспомнил Михалков и собственную провокационную фразу «Я не интеллигент, я аристократ», вызвавшую много шума. Именно после этого заявления режиссёра стали именовать «барином», кто в шутку, а кто — и с осуждением.

— Я, действительно, не интеллигент, — развёл руками режиссёр. — Я не знаю, кто я, но я не интеллигент. Замечательно сказал об этом петербуржец Лев Николаевич Гумилев: «Я не интеллигент, во-первых, потому что у меня есть профессия, а во-вторых, потому что я люблю родину». Гениально!

При этом Никита Сергеевич отметил, что настоящему патриоту вовсе не обязательно быть «русским по крови»:

Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/ globallookpress.com
— Русский — это не кровь, это призвание. Это образ жизни, образ мысли. Поэтому тут абсолютно не важно, кто ты по кровям — если ты чувствуешь эту энергетику, которую очень трудно понять.

О том, как же правильно понимать его самого, Михалков также сказал (как отрезал) фразой, которая достойна стать крылатой:

— Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым. Понимаете, в чём дело: да, понятным быть проще и безопасней, и это ведёт к более быстрому обогащению. Но быть понятным — это «Макдональдс», а быть понятым — это пельмени.

Подробней заявление о тесной связи между глубинным пониманием художника публикой и пельменями Никита Михалков не объяснил, зато вспомнил слова собственного отца:

— К нему в новые времена пришли журналисты с вопросом: «Вы и при Сталине были, и при Брежневе, и при Хрущёве, и при Путине у вас всё в порядке…». На что он сказал: «Вы знаете, Волга течёт при всех властях». Гениально! А есть ещё замечательная китайская поговорка, глубиннейшая: кидай в меня камни, кидай в меня грязь — я река.

«Бесогон» против Собчак: время всех рассудит

«Река Михалков», тем не менее, сам не прочь порой кинуть камень в чей-нибудь огород. И для этого у него есть вполне официальное орудие — телепередача «Бесогон». В одном из последних её выпусков режиссёр закинул пару камешков в огород Ксении Собчак и её нового супруга Константина Богомолова. Новую звёздную пару Михалков раскритиковал за недостойное, по его мнению, поведение в церкви, которая стала декорациями к свадебному шоу. А Собчак с Богомоловым не преминули ему ответить.

Фото: Pr Scr youtube.com/ БесогонTV
Фото: Pr Scr youtube.com/ БесогонTV

На вопрос, зачем же ему нужно было ввязываться в споры с «элитой», режиссёр удивился:

— А с кем я спорю? У меня нет никаких споров ни с Ксенией Анатольевной, ни с Константином Юрьевичем. Я живой человек, я смотрю телевизор, я захожу в Интернет, я вижу в общественном пространстве определённые явления, которые я имею право оценить как человек, живущий здесь. Я ни с кем не спорю, но когда я вижу, что храм Вознесения, где венчался Пушкин, превращается в часть декорации свадьбы Ксении Анатольевны и Константина Юрьевича, у меня это вызывает вопросы. Причём вопросы и к церкви, и даже в большей степени к ней, чем к молодожёнам.

Михалков подчеркнул, что в такой ситуации задать вопрос даже важнее, чем получить ответ:

— За ответом ничего не стоит, ответ есть ответ. А вопрос — за ним есть движение, и когда я задаю этот вопрос, а мне говорят: «Зачем вам это надо?» — ну, я же здесь живу!

Режиссёр отметил, что у программы «Бесогон», как бы на неё ни нападали враги, «сумасшедшие рейтинги». То есть ругают, но смотрят. А кто в итоге был здесь прав, кто виноват — покажет время.

— Время — сестра правды. И в данном случае за этим не стоит заработка, пиара, славы. За этим стоит моя личная точка зрения, за которую я отвечаю, — отрезал режиссёр. — А я отвечаю за свои слова!