Прямой эфир

«Быдло-рэп в петербургском театре»: L’One, Мozee Montana и Satyr прочитали лекцию о рэпе

Анастасия Голубничая
19 ноября 2019, 16:45
Рэп — в школьную программу, стихи из «Брата» выдать за творчество Есенина и можно ли ставить знак равенства между рэпом и поэзий — обсудили популярные блогеры и рэперы на Новой сцене Александринского театра.
Фото: instagram.com/l_one_mars

Под бит Чехова и Фета нормально зачитать можно. Такие фразы в стенах Новой сцены Александринского театра звучат уже не так радикально. Театралы смирились, на то она и Новая сцена — здесь экспериментируют. А театр продолжает принимать на своей площадке гостей, которые в классическом Мариинском театре, скорее всего, долго ещё не появятся. Слово дали рэперам, и не просто «раскачать театр под бит», а порассуждать на тему поэзии.

Всё это стало возможно в рамках первой в истории Санкт-Петербургского культурного форума лекции «Рэп как новая поэзия». Главным лектором выступил Леван Горозия, он же L’One. Гостям, подавляющее большинство которых оказались школьниками, предложили на выбор написать сочинение на три темы: «Мои любимые стихи»; «Рэп — это поэзия?» или свободное сочинение на тему литературы в самых разных проявлениях. Завершили лекционную программу рэперы Мozee Montana и Rickey F.

Ведущим же стал не исполнитель, но большой ценитель рэпа, популярный видеоблогер  Satyr. Абсолютно каждый высказался на тему поэзии и рэпа.

Рэп-культуру — в школы!

Леван Горозия считает, что для школьников будут интересны петербургские исполнители Krec и Ассаи, а также Каста.

— На мой взгляд, я бы некоторые классические российские рэп-куплеты предложил изучать в школе и в университете. Много достойных рэперов, которые заслуживают этого. Для школ не предлагал бы тексты с матами.

Изучать хип-хоп культуру рэпер предложил с 9 по 11 классы на уроках литературы. Горозия привёл пример со своей школьной поры, когда стихи и рэп выручали его.

Фото: Леван Горозия в vk.com
Фото: Леван Горозия в vk.com
— Поэзию из, к примеру, кинофильма «Брат» можно было выдать за творчество Есенина и Фета. Учительница удивлялась и говорила, что никогда не слышала такие произведения. Но ничего более.

Предложение, к слову, поддержали школьники, а вот более старшие ценители андеграунда восприняли инициативу без энтузиазма.

— А зачем? Жанровая музыка не должна быть навязанной, она должны быть выбранной человеком и не в стенах школы, а где-то на улице, дома. Нет, мне кажется, это не самый правильный путь. Как правило школы и школьные программы отбивают желание по-настоящему сблизиться с материалом. Большинство рэпа точно не стоит преподавать в школах. Мы же попсу, рок, шансон в школах не навязываем, почему именно рэп должен быть.

Рэп — это андеграунд, а школа — это школа, высказался Satyr.

Путешествия, корни и Бродский

С завидной регулярностью каждый, абсолютно каждый рэпер, считает своим долго сказать фразу «Я люблю Бродского». Поэт стал не просто «своим» для рэперов, но от части чужим для поэтов.

Иосиф Бродский/ Фото: «Культура.РФ»
Иосиф Бродский/ Фото: «Культура.РФ»

Леван Горозия отметил, что для любого творческого человека — будь он поэт, музыкант, художник — необходимо вдохновение и направил всех желающих посетить континенты. Да не один, а все семь, чтобы сразу вдохновиться на несколько альбомов вперёд.

— Я часто задавался вопросом, почему многие художники, поэты, прозаики уезжали в страны Восточной Европы или уединялись в российской глуши. Не находил ответ до того, как впервые не поехал писать альбом в Амстердам. Мы начали с Северной Америки, потом переместились в Лондон, после записали песню в России. Самое интересное началось, когда я оказался в Японии. Почему, на мой взгляд, путешествие и вдохновение — это практически знак равно? Помимо того, что ты открываешь для себя новую культуру, архитектуру, людей, ты записываешь невероятные вещи.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Знакомство с необычным японцем, который внезапно оказался прекрасным вокалистом, или случайно услышанный саксофонист в Африке, с которым рэпер смог говорить на одном языке — музыке — и правда, звучат очень вдохновенно и местами сказочно-красиво. Для заземления рэпер направил всех желающих писать рэп и поэзию не отрываясь от земли, помнить свои корни и посоветовал не покупать дорогих дворцов и замков, если творчество принесёт неплохие дивиденды в будущем.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб, к примеру, в Антарктиде?

Вдохновение Горозия искал и в Антарктиде. В безветренную погоду, отметил рэпер, там можно написать хороший стих, но главное — услышать себя и свои мысли.

— Антарктида — это колоссальное энергетическое место, которое позволяет многим путешественникам заглянуть внутрь себя, и это тоже вдохновение. Я вам всем советую путешествовать — не обязательно лететь в Японию или Антарктиду — можно слетать на Камчатку или Сахалин.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

В заключении рэпер вспомнил, что лекция также посвящена поэзии и прочитал любимое стихотворение, конечно, Иосифа Бродского.

Слепые блуждают ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.
Слепые живут наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни…

Рэп и поэзия — что общего?

Будь в зале филолог, голоса протеста посыпались бы в адрес спикера. Но в зале были только школьники, и потому высказываться можно было откровенно и без купюр.

— Рэп — это и новая поэзия и одновременно нет, потому что поэтам намного проще, поскольку рэперы немного сжаты форматом, ритмом и рамками, внутри которого нам нужно атаковать текст. Поэты же, на мой личный взгляд, этими рамками не обременены. Поэтому они могут останавливаться, запинаться, они могут растягивать слово максимально так, как им этого хочется. Если мы говорим про поэзию в чистом виде, то тот самый ритм, который присутствует в рэпе, поэзии не присущ, и в этом прелесть поэзии, — подытожил Леван Горозия.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

А что по слушателям?

Слова, музыка — в рэпе важно всё, считает Satyr. Поэзия же для кого-то актуальна, но не так популярна, как это было раньше. В век, когда все сидели при свечах и писали другу друга письма — это был единственный способ высказываться, сейчас это так остро не стоит. Клиповое мышление — вот что стало с нами.

— В принципе о жанре стихосложения без музыки говорить можно, под музыку это звучит хорошо. Современный рэп можно сравнивать с современной поэзией, а с классикой — нет. Я просто думаю, что жизнь поменялась, и уже не то восприятие. Нет времени перечитать, вернуться к стихотворению, у нас клиповое мышление. Смотрим информацию в ленте и за секунду воспринимаем её. Наш мозг работает уже не так, как работал у тех предков, которые могли насладиться поэзией при свечах.

Можно научить писать стихи и рэп?

Музыкальную теорию, понимание ритма, попадание в бит — привить можно, для всего остального есть талант.

— Ну каким-то базовым вещам научиться можно, как и в музыкальной школе — освоить теорию музыки, понимание ритма, попадание в бит. А вот научить писать красивые стихи — нет. Также и в поэзии. Можно научить теоретическим вещам в плане формы, размера, как написать красивые слова никто не скажет, — считает Satyr.
Илья Шабельников/ Фото: instagram.com/shabelnikov_ilya
Илья Шабельников/ Фото: instagram.com/shabelnikov_ilya

Я пришла читать быдло-рэп в культурное место

— Просто есть авторы разного пола. Скорее всего до сих пор многие с иронией относят к девушкам в рэпе, но такая ирония идёт больше со стороны зрителя. Сидят маленькие подписчики, которые пишут, что тебе делать нечего и надо иди на кухонную. А со стороны коллег по цеху никакой иронии нет, все классно.

Явление женщины в рэпе стали воспринимать нормально, считает исполнительница Мozee Montana, когда в России стали популяризировать рэп. Произошёл бум и переломный момент, когда на телевидении начали обсуждать артистов.

Поэты тонко чувствуют

Можно ли назвать рэп новой поэзией? К единой доминанте так и не пришли, сошлись в одном — поэзия, та, классическая с ямбами, хореями, дактилями и амфибрахиями — более не актуальна. Это если про молодёжь. А что хочет молодёжь? Андеграунд, иронию, дерзкий бит, смешение жанров и иногда лирики — вот здесь и выступает поэзия, где зал затихает, гаснет свет и на сцену выходит тонко чувствующий поэт, который, по мнению исполнителей, может растекаться мыслью по древу.