Общество
15:3016 ноября 2019

Есть ли душа у «Тучкова буяна»: архитекторы решили разобраться в тонких материях стройки

Почему петербуржцы не готовы меняться и как это связано с новым рекреационным пространством — обсудили на ПМКФ-2019.
Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

Что хотят видеть горожане в парках, а что категорически для них неприемлемо — обсудили на Санкт-Петербургском международном культурном форуме ведущие иностранные и отечественные архитекторы, а также критики и создатели архитектурных бюро. Несмотря на то, что тему обозначили общую — «Современные общественные пространства: как создавать городские парки» — акцент был сделан на новое рекреативное пространство «Тучков буян».

Здесь переживают за испорченный вид

Долгое время на месте строительства Судебного квартала в Петербурге местные жители видели только синий забор. Весной 2019 года Александр Беглов предложил здесь создать общественное пространство. Президент России Владимир Путин активно поддержал эту инициативу и даже отметил, что парк будет лучше парка «Зарядье» в столице.

Летом по инициативе городского союза архитекторов было запущено онлайн-голосование, посвящённое названию и тематическому наполнению нового паркового пространства. Топонимическая комиссия рекомендовала дать ему историческое название «Тучков буян». Однако окончательное решение было предложено принять горожанам. Более 400 тысяч человек участвовали в голосовании, и название «Тучков буян» победило — за него отдали свой голос почти 25 тысяч человек.

13 ноября, в преддверии Культурного форума, было объявлено о начале международного конкурса на разработку концепции парка. Участвовать в нём могут как представители профессиональных структур, так и молодые бюро. В концепции должны найти отражение те предложения, которые сделали петербуржцы во время голосования. В топ-5 предложений горожан входят — городской газон, фонтан, каток, ботанический сад и открытая сцена. Победителя объявят через полгода на Петербургском международном экономическом форуме-2020. Пока хронология ясна и понятна, но настоящая «Сказка о царе Салтане» начинается, когда речь заходит о наполнении.

Петербургский Downtown

Заказчиком парка выступает город и, как отметил председатель комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев, идея создания парка, в так называемом downtown Петербурга, появилась ещё 20 лет назад.

Владимир Григорьев/ Фото: пресс-служба ЗакСа Санкт-Петербурга
Владимир Григорьев/ Фото: пресс-служба ЗакСа Санкт-Петербурга
— Я рад, что высказанная так давно идея сейчас начинает реализовываться. Горожане уже высказались о том, что хотят видеть в парке, а город естественно живёт чаяниями горожан. Мы это демонстрируем публично, открыто и надеемся, что так будет продолжаться и дальше, — отметил Владимир Григорьев.

Это не Greenfield и не Banfield

В Смольном признаются, сложности, конечно, есть, но именно они привносят азарт в конкурс и некоторую нотку экспериментальности.

Архитектор и руководитель бюро SPEECH Сергей Чобан поделился опытом Берлина, для которого свободные пространства, как оказалось, тема новая и ещё не до конца изученная.

— Тучков буян — это не остров, это центр город, и он живёт этими свободными пространствами. Если с ними что-то происходит, то это раны города — как застроенные, так и расплескивающиеся. Интегрировать в городское пространство или делать его автономным — подобные дискуссии в Берлине возникают до сих пор. Европейских подход — это плотное городское развитие.

Театр Эйфмана неубедительно выплёскивается на запад

Однако, отмечает Чобан, петербургские парки всё-таки отличаются от берлинских, да и московских тем, что это, в хорошем смысле, зарегулированное пространство. Свободные и в то же время зарегулированные пространства — вот идеальное сочетание, отмечает эксперт.

Сергей Чобан/ Фото: facebook.com/speech.su
Сергей Чобан/ Фото: facebook.com/speech.su
— Если говорить про «Тучков буян», то у него всё ясно с раскрытием на восток, север и к воде, а вот с западной частью не всё ясно. Поскольку меня включили в жюри, то я бы хотел попросить проектные бюро подумать о том, как придать парку ясные градостроительные рамки. Вокруг театра, который сейчас выглядит достаточно неоднозначно, должно возникать что-то, что каким-то образом обрамит его, потому что сейчас он неубедительно выплёскивается на запад.

Людей надо разморозить

Способ показать и доказать петербуржцам, что новые современные решения для парка — это хорошо, прост. Важно начать говорить с людьми на ты, отметила архитектурный критик Мария Элькина.

Фото: wikipedia.org/ A.Savin
Фото: wikipedia.org/ A.Savin
— Людям стоит объяснить и не надо идти к ним с пафосом — мы профессионалы, а вы так поймёте. Надо терпеливо объяснять. Страх от неизвестности, людей надо разморозить, — добавила Элькина.

Конкурс — это интрига

Накал дискуссии, которая со временем обретала уже высокий градус, попытался разрядить председатель комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. Он привёл пример конкурса, который проводили на покрытие Бергизель арены в Инсбруке. Там стояла задача построить крышу.

Арена Бергизель/ Фото: Daniel Karmann/ globallookpress.com
Арена Бергизель/ Фото: Daniel Karmann/ globallookpress.com
— Прошли во второй тур и очень удивились, когда первое место занял проект, который предлагал не строить крышу. На листочке А4 было написано, сколько в городе дождливых дней и было предложение раздавать в случае плохой погоды плащи. Если кто-то предложит просто построить поле или большой бассейн, или акваторию, не понимаю зачем, на месте петербургского парка, то проект будет рассмотрен. И он может быть реализован. Я надеюсь, что этот проект действительно откроет новую страницу в конкурсной истории Петербурга, — подытожил Григорьев.
Парки
Новости партнеров