Прямой эфир

Прерванный полёт 9268: названы цели организаторов авиакатастрофы А321 над Синаем

Роман Павлов
8 ноября 2019, 04:55
Эксперты рассказали, для чего могла быть совершена террористическая атака на самолёт «Когалымавиа» и возможно ли повторение трагедии на территории России.

Базиль Хассан — человек, который несёт ответственность за взрыв самолёта «Когалымавиа» над Синайским полуостровом, считают журналисты Датской Телевещательной корпорации. В поле зрения правоохранителей он попал в 2013 году после попытки убийства датского писателя и журналиста Ларса Хедегаарда, когда тот выступил с резкой критикой исламского общества. После покушения Базиль Хассан бежал в Ливан, а затем в Сирию, где и присоединился к запрещенному в России «Исламскому государству».


Сейчас в суде Копенгагена слушается большое дело о поставках деталей беспилотников по всему миру для совершения террористических атак. Контролировал эту деятельность, по данным скандинавских журналистов, именно Хассан.

— Два года мы вели расследование в отношении Базиля Хассана и датской террористической сети. Хассан вырос в Дании, его родители из Ливана. Но он — гражданин Дании. У нас была информация с австралийского процесса 2017-го года о том, что Базиль Хассан был одним из тех, кто стоял за катастрофой над Синайским полуостровом. Это сказал Халед Хаят — приговоренный за участие в теракте с самолетом в Сиднее. И мы знаем из компетентных источников в Дании и других стран, что Базиль Хассан был главным действующим лицом в этом заговоре, — говорит журналист Метте Майли Альбек.

Речь идёт о попытке совершения теракта на рейсе Сидней — Абу-Даби, на борту которого находились 400 человек. Именно Хассан отправил точную инструкцию, как правильно собрать взрывное устройство. А для синайской акции он провёл большую подготовку — рассылал в разные точки мира посылки, чтобы выяснить, как именно можно спрятать бомбу среди груза авиалайнера. Какую именно цель преследовал террорист, по мнению экспертов, можно судить по косвенным признакам.

— Это была попытка запугать Россию как игрока, которая вошла на Ближний восток. Во-вторых, запугать самих граждан России. И в-третьих, это был удар по Египту, по его туристической отрасли, которая подпитывается большим количеством россиян. При этом, если удар по туристической отрасли получился, то запугать Россию и заставить её выйти из Ближнего Востока не вышло, — отмечает политолог Игорь Павловский.

Ответственность за теракт на себя взяла группировка «Исламское государство», которая к 2015 году уже не ограничивала свою деятельность Ближним Востоком. Террористическая организация потеряла чёткую структуру и иерархию. Даже очередное сообщение о гибели лидера Абу Бакра аль-Багдади не сможет прекратить её существование, по мнению экспертов, создавалась она при поддержке очень серьезных сил.

— Почерк наших коллег за океаном на Ближнем Востоке достаточно характерен. Можно вспомнить ту же Аль-Каиду, движение Талибан, вырасшее из моджахедов, которых поддерживали США, а Бен Ладен был в свое время рукопожат в Вашингтоне, — добавляет Павловский.

Все эти запрещённые в России группировки уже неоднократно назывались общемировым злом, с которым необходимо бороться сообща. Однако, пока их существование кому-то выгодно, это становится трудной задачей.

— Международный терроризм — это симптом более серьёзных и глубинных проблем общемирового неравенства и характера взаимоотношений между различными мировыми игроками. Это скорее инструмент различных политических сил, групп игроков, которые пытаются добиться на международной арене локальных или глобальных целей. Это механизм элит, которые борются за достижение своих целей, — объясняет доцент кафедры теории международных отношений СПбГУ Кирилл Лихачёв.

По мнению специалиста по безопасности и директора НИИ спортивных, оздоровительных технологий и социально-экономических проблем Университета имени П. Ф. Лесгафта Андрея Кочергина, основная проблема рейса авиакомпании «Когалымавиа» заключалась в том, что это был чартер.

— Чартер больше, чем любой другой самолёт, находится на территории отрыва. То есть он до недели, до двух может стоять, и любые сотрудники аэропорта могут его посещать. Это и было установлено следствием — постепенно собрали некую критическую массу взрывчатых веществ в хвосте самолёта. Регулярные компании имеют свои представительства, которые следят за тем, чтобы самолёты вовремя обслуживались. Элемент безопасности там тоже присутствует — не они её обеспечивают, но они контролируют. А у «Когалымавиа», которая представляла чартерный рейс, отношение было самое пренебрежительное, и это вылилось в трагедию, – говорит Кочергин.

При этом эксперт отмечает, что повторение трагедии на территории России исключено.

– Для России такой проблемы не стоит. Естественно, существует человеческий фактор и может произойти всё, что угодно. Но что касается российских аэропортов и регулярных авиакомпаний — это один из самых безопасных способов перемещения, – подчёркивает Андрей Кочергин.

Рейс 9268, следовавший маршрутом «Шарм-Эль-Шейх — Санкт-Петербург», потерпел крушение над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года, когда на борту воздушного судна взорвалась бомба. В результате теракта погибли 224 человека, в том числе 25 детей. Авиакатастрофа стала крупнейшей в истории российской авиации.