Как писал ранее 78.ru, боевик запрещённой в России экстремистской группировки «Исламское государство» датского происхождения Базил Хассан мог быть ключевой фигурой в подготовке теракта на российском пассажирском самолёте Airbus A321, взорванном над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года. Информация об этом появилась в статье, опубликованной на сайте Датского радио.
Теперь 78.ru представляет перевод расследования скандинавских коллег с DR:
«Датский террорист Базиль Хассан помог спланировать взрыв российского самолета, который в 2015 году разбился на пути из Египта. Об этом заявил австралийский террорист Халед Хаят, осужденный за терроризм в Австралии в начале этого года.
51-летний Халед Хаят был осужден за попытку взрыва самолёта с 400 пассажирами на борту, который должен был лететь из Сиднея в Абу-Даби. Согласно датским и иностранным спецслужбам, одним из главных действующих лиц, причастных к подобной террористической атаке считается Базиль Хассан.
— Был также самолет, который взорвался в воздухе над Египтом. За этим стояли те же самые люди, — сказал Халед Хаят на допросе в полиции.
Говоря «те же самые люди», Хаят имеет ввиду Базиля Хассана и своего брата Тарека Хаята, приговоренного к смертной казни в Ираке за терроризм. Об этом говорится в документах австралийского суда, которыми располагает DR.
С тех пор, как первые датчане присоединились к террористической организации ИГИЛ в Сирии и Ираке в 2012 году, датская полиция и власти Дании стали заниматься делами так называемых «Сирийских воинов». Однако, несмотря на многочисленные судебные процессы и большое внимание СМИ, общественность не в полной мере представляла, какое участие в деятельности террористической организации принимали датчане.
Случай с беспилотниками может стать самой крупной террористической атакой в истории Дании, и Прокуратура Королевства Дания попытается доказать, что датчанин Базиль Хассан был центральной фигурой террористической сети в Дании, которая предоставляла Исламскому государству запчасти для беспилотников, которые имели решающее значение для программы беспилотников Исламского государства в борьбе против коалиции. Это первый случай, когда датчане были обвинены в участии в конкретном, совершенном нападении за границей. Нападении, которое Прокуратура Дании попытается обозначить как терроризм.
По словам экспертов в области терроризма, эта информация дает почву для размышлений.
— Эти данные подтверждают, что Базиль Хассан был ключевой фигурой во «внешних операциях» группы, то есть террористических операциях за пределами Сирии и Ирака. По словам профессора Европейского университета во Флоренции Тора Хэмминга, который занимается вопросами джихадизма, тот факт, что датчанин оказался в самом центре террористического аппарата ИГИЛ, должен навеять опасения о том, что террористы имели ввиду именно Данию, когда планировали все эти операции.
Такого же мнения придерживается эксперт в области терроризма Магнус Рансторп.
— Совершенно невероятно и удивительно, если Базиль Хассан действительно причастен. По словам Магнуса Рансторпа из Стокгольмской высшей военной школы, очень немногие из стран Северной Европы были настолько глубоко и оперативно вовлечены в планирование и проведение атак операций ИГИЛ.
В октябре 2015 года, в 5.50 утра российский пассажирский самолет вылетел из курортного египетского города Шарм-эль-Шейх.
Двадцать три минуты спустя, когда самолет пролетел девять километров над пустыней Синай, на борту взорвалась бомба, что привело к крушению самолета. Все 224 пассажира погибли.
До сих пор никто не был привлечен к ответственности, хотя террористическая организация ИГИЛ быстро взяла на себя ответственность за этот террористический акт.
Власти, как в Египте, так и в России признали, что самолет разбился в результате теракта и что кто-то заложил на борту взрывчатку.
– Для этих двух терактов был один и тот же метод, — сказал Халед Хаят австралийской полиции.
Халед Хаят был арестован летом 2017 года, когда австралийская полиция получила сообщение от службы внешней разведки о том, что в июле некая террористическая сеть безрезультатно попыталась заложить бомбу на пассажирском самолете, который должен был вылететь из Сиднея. Теракт не был приведен в исполнение, якобы потому, что чемодан с бомбой, спрятанной в мясорубке, весил слишком много.
Хассан со своей базы в ИГИЛ руководили организацией нападения на австралийский самолет.
Несколько независимых источников разведки в Дании и за рубежом подтвердили новостной службе DR, что Базиль Хассан долгое время исследовал недостатки в системе безопасности в аэропортах и на борту самолетов.
Он делал это, в частности, отправляя посылки в разные страны, чтобы проверить, какие из них система безопасности пропустит, а какие — нет, чтобы понять, как скрыть взрывчатку.
В связи с терактом с участием австралийского самолета, ряд источников разведки подтвердил, что именно Базиль Хассан отвечал за отправку взрывчатки из Турции в террористическую сеть в Австралии.
Кроме того, именно Базиль Хассан отвечал за то, чтобы Халед Хаят, помимо всех прочих, также получил руководство по бомбам.
Факт участия Базиля Хассана в изготовлении бомб в Исламском государстве был недавно подтвержден из-за операции с датским беспилотником, в которой Базиль Хассан значится как ключевая фигура.
Базиль Хассан, при рождении Мохаммед Базиль Эль-Шейх, родился 24 мая 1987 года. Закончил Фредериксбергскую гимназию в 2006 году. Получил диплом инженера. Упоминается в документах Исламского государства.
По данным Государственного департамента США, он играл ведущую роль в Исламском государстве при планировании операций за пределами территорий, контролируемых террористической организацией. В международном розыске Хассан числился с февраля 2013 года после попытки убить Ларса Хедегорда под видом почтальона. По данным полиции, Базиль Хассан впоследствии бежал в Ливан, а затем в Сирию, где он присоединился к Исламскому государству.
По делу о беспилотнике, которое в настоящее время рассматривается в Копенгагенском городском суде, Прокуратура Дании представила ряд фотографий мужчины, который, по мнению полиции, и есть Базиль Хассан. На нескольких фотографиях видно, как мужчина демонстрирует пошаговое изготовление простой бомбы. На снимке видно, что у этого мужчины есть часы на правой руке, и бывшая жена Ливана Хассана сообщила полиции, что у Базиля Хассана были наручные часы, подобные тем на фотографии.
Полиция также провела ряд технических исследований этих снимков, сравнив столешницу на них с той, которую можно увидеть на фотографии из удостоверения личности Базиля Хассана, которое также находится в распоряжении полиции. Столешницы, скорее всего, совпадают.
Кроме того, полиция привлекла экспертов, которые сравнивают руку и вены «изготовителя бомбы» с рукой и венами Базиля Хассана на его личных фотографиях, одна из которых — со времен учебы в школе, другая — фото Хассана в ванной.
Здесь, по словам экспертов, ничто не противоречит тому факту, что рука и вены принадлежат одному и тому же человеку.
Серия снимков с изготовлением бомбы включена в официальный материал Исламского государства, который был получен в конце лета 2019 года через иностранного партнера.
В этих официальных документах ИГИЛ снимки представлены читателям как схема изготовления бомбы.
— Центральная роль Базиля Хассана в Исламском государстве и в террористическом планировании группы может подтверждаться его предполагаемым появлением в официальном внутреннем отчете ИГИЛ. Тор Хэмминг рассказывает, что подобные руководства по изготовлению бомб известны из других пропагандистских материалов джихада и использовались последователями для проведения террористических атак.
Разведслужбы полиции и Министерства обороны не захотели комментировать эту информацию. Они также не захотели комментировать, знакомы ли они с австралийскими документами.
Неоднократно сообщалось, что Базиль Хассан убит, но эта информация ни разу не была официально подтверждена, и датские власти решили, что он все еще может быть жив.
Адвокат Базиля Хассана Торкильд Хойер получил информацию из настоящей статьи, но не захотел ее комментировать. Торкильд Хойер выступал на стороне защиты Базиля Хассана в течение многих лет и неоднократно подчеркивал, что он не говорил со своим клиентом уже несколько лет».
Рейс 9268, следовавший маршрутом «Шарм-Эль-Шейх — Санкт-Петербург», потерпел крушение над Синаем 31 октября 2015 года в результате теракта — на борту взорвалась бомба. Погибли 224 человека, в том числе 25 детей. Авиакатастрофа стала крупнейшей в истории российской авиации.
Напомним, ранее сообщалось, что СК продолжает расследование авиакатастрофы над Синаем.