Общество
14:4616 октября 2019

Массовые ДТП и перекупка аккаунтов: петербургский каршеринг впервые выходит на диалог

В Петербурге сегодня активно развиваются пять крупных каршеринговых компаний. И если в Москве культура аренды автомобиля уже сформировалась, то Северная столица стоит в начале этого пути. Представители каршеринга впервые ответили на вопросы.
Фото: pexels.com

Автомобили, арендованные у каршеринговых компаний, всё чаще фигурируют в громких ДТП. Раскуроченные бамперы, открученные зеркала, снесённые столбы — активные пользователи Интернета практически каждый день могут читать такие истории в соцсетях, в средствах массовой информации, да и просто слышать от знакомых. И если несколько лет назад каршеринг впервые ступил на петербургскую землю, то уже в этом году возникла явная необходимость сформировать законодательную базу, прописать зону ответственности, как самих компаний, так и активных пользователей аренды.

Как развивается эта культура, что грозит нерадивым зарегистрированным пользователям и почему автомобили ещё долгое время будут фигурантами громких ДТП, обсудили представители власти и каршеринговых компаний на круглом столе.

Однако сделать это намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Среднестатистический пользователь, ответственно относящийся к аренде автомобиля, не увидит в этом каких-то подводных камней — усилить проверку, создать единый чёрный список — часть проблем будет решена. Эксперты, в свою очередь, уверены, что такие простые методы не будут способствовать развитию бизнеса, да и сделать это на данном этапе практически невозможно.

Алексей Цивилёв/ Фото: пресс-служба ЗакСа Санкт-Петербурга
Алексей Цивилёв/ Фото: пресс-служба ЗакСа Санкт-Петербурга

Петербургский парламентарий Алексей Цивилёв инициировал круглый стол, на который впервые появились представители каршеринговой компании YouDrive. Они решили взять ответное слово и разъяснить ситуацию с участившимися ДТП, а также агрессивном настрое владельцев личных автомобилей на временных пользователей.

В чём проблема?

Основных претензий не так уж много, но за каждой стоят серьёзные последствия.

— Главная задача сейчас прописать всю зону ответственности каршеринговых компаний и самих водителей юридически. Необходимо внести поправки в гражданский кодекс. Всё должно быть прописано так, чтобы каждая компания не диктовала свои условия. Сейчас основные проблемы в сфере каршеринга — покупка аккаунтов, пьяные водители, отсутствие оснащённости в машине и отсутствие фиксации ДТП, также не проводится проверка на наличие прав у водителя. У ГИБДД своя статистика, а у каршеринга своя, — обрисовал круг проблем Алексей Цивилёв.

По словам парламентария, если в мае этого года на запрос в ГИБДД РФ по количеству ДТП с участием каршеринговых автомобилей, он не получил ответ, то спустя три месяца они сами вышли на контакт.

Фото: Каршеринг Делимобиль в vk.com
Фото: Каршеринг Делимобиль в vk.com
— Компании имеют определённый сегмент рынка и никак не выбиваются из общей статистики. То есть нельзя сказать, что такие автомобили более аварийные, — отметил Цивилёв.

Статистика

По некоторым оценкам, к 2020 году число зарегистрированных каршеринговых пользователей превысит 15 млн человек, а их автопарк в России увеличится до 240 тысяч машин. С увеличением автопарка увеличивается и статистика по ДТП — за год в два раза.

ГИБДД в свою очередь заверяет, что по Петербургу пока невозможно сформировать единую базу ДТП с каршеринговыми автомобилями. Ответственность всё также лежит на владельце аккаунта. И речи о фиксации перекупки или взломе аккаунта не может идти.

По словам юриста YouDrive Андрея Лагутина, официальная статистика и правда очень грубая. Только за последние несколько месяцев в Петербурге произошло большее 350 ДТП. По официальной статистики за год по всей России произошло 212 аварий.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
— Автомобили лизинговые, и в этом сложность установить официальную статистку. Стоит отметить, что в Петербурге на порядок больше ДТП, чем в Москве. Общую базу чёрного списка сложно составить, мы все конкуренты, это бизнес. С учётом того, что мы даже не можем знать о ДТП, в котором фигурирует автомобиль нашего парка. Участники просто могут составит европротокол и разойтись, — отметил юрист.

Представитель всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов заверил, что в Москве и правда ситуация немного иная, там рынок стал стабильным. А в Петербурге все ещё нет ответственности и у операторов, а ведь от того, как они себе будут вести и будет складываться дальнейшая тенденция по развитию каршеринга в Петербурге.

— Сегодня портрет основного пользователя каршеринга — это молодёжь. Поскольку пропаганда законопослушания ослаблена, то и ответственность, в частности, к арендованным авто снижается, — заверили представители региональной ГИБДД.

Это просто бизнес

В Петербурге рынок каршеринга небольшой и тесного взаимодействия между компаниями нет. Пока на этом рынке все конкуренты, и речи о диалоге не может быть.

Фото: АГН Москва/ globallookpress.com
Фото: АГН Москва/ globallookpress.com

Представитель городского парламента отметил, что говорить о монополизации, если всё-таки вопрос будет решаться на законодательном уровне, нельзя. Цель — в рамках законодательной базы создать площадку для здоровой конкуренции.

— Каршеринг отличается от классического проката ключом доступа. И этим ключом является мобильный телефон. Минус в таком ключе — это отсутствие у нас представления о человеке. Также нет ответственности и за алкогольное опьянение, — отметил региональный менеджер в Петербурге каршерига YouDrive Алексей Генералов.

Сейчас уровень доступа к машине достаточно сложен и в целом, если оператор почувствует что-то неладное, может отказать в нём. Однако даже идентификационное селфи требуют не у всех пользователей.

— Некоторые должны себя сфотографировать и в договоре прописаны зоны ответственности за несоблюдение таковых правил. Также доверие к водителю снижается, если у него много резонансных ДТП на счету. То есть доступ к машинам высокого класса у него может быть закрыт из-за этого, — отметил юрист компании.
Фото: Anton Belitsky/ globallookpress.com
Фото: Anton Belitsky/ globallookpress.com

Оснащённость машины тоже оставляет желать лучшего, и всё это связывают с низкой ответственностью самих пользователей.

— Должен измениться подход самих пользователей, что-то должно поменяться в голове. Мы не можем оснастить машину зарядными устройствами, да даже знак аварийной остановки оставить, потому что всё это исчезает. К некоторым устройствам мы привязываем тросы, но и они спустя время исчезают. Нет сознательности у водителей, — рассказал Алексей Генералов.

За безопасность платит пользователь

Расширение парка и бизнеса в городе в свою очередь может вести к увеличению аренды, и ни факт, что это будет эффективно. О борьбе с вандализмом пока может позаботиться только чат-бот, в который можно отправить фотографии автомобиля до поездки и после, чтобы снять с себя ответственность за повреждения машины, которые вы не делали.

Первая компания, которая вышла на диалог, уверяет, что остальные пока не спешат покидать тень — это может навредить бизнесу, который сейчас в Петербурге не так стабилен.

Фото: Anton Belitsky/ globallookpress.com
Фото: Anton Belitsky/ globallookpress.com

В ближайшее время Цивилёв намерен уже на законодательном уровне ввести в петербургский гражданский кодекс инициативы по вопросам борьбы с главными проблемами поминутной аренды авто — перекупка аккаунтов, вандализм, алкоключ, техническая оснащённость для снижения ДТП.

Для этого Цивилёв предложил ввести, к примеру, голосовой ключ доступа. Именно эта и ряд других инициатив в ближайшее время планируют обсудить в Законодательном собрании, куда, к слову, вновь пригласили первую контактную каршеринговую компанию.

ВодителиДорогиАвтомобилиДТП
Новости партнеров