На обрамлённом Лесным проспектом, Батениной улицей и улицей Парголовской участке планировалось выстроить 15 зданий, но архитектурного запала хватило только на шесть жилых корпусов и котельную.
Проживали здесь около трёх тысяч сотрудников текстильных фабрик «Красный маяк», «Красная нить» и «Октябрьская». Отсюда и название самого квартала «Городок текстильщиков».
Каждый дом немного короче последующего неслучайно — так внутренние дворы закрывали от шума и пыли. А поблизости от них магазины, столовые и учреждения соцкультбыта.
По словам экскурсовода Натальи Павловской, упрощённость — это как раз идея социального равенства, «что все равны».
— Нет у кого-то шикарных хором, а у бедных — бараков. Раньше тут жили рабочие, служащие. Сейчас состав, конечно, поменялся. И безусловно, у людей возникает естественное желание и потребность улучшить свои жилищные условия, — отмечает Павловская.
Но в этом как раз и заключается сложность. Жилой массив признали памятником архитектуры. Согласно закону, любые изменения необходимо согласовывать с Комитетом по государственному контролю и охране памятников. Но для его обитателей такая перспектива скорее в тягость, чем в радость.
Дело в том, что при строительстве этих домов еще в 30-х годах ванные комнаты здесь даже не предусматривались. Предполагалось, что мыться рабочие будут ходить в ближайшую баню. Такая экономия жилого пространства сыграла злую шутку уже с жителями современного Петербурга.
Горячей воды в квартирах не было от слова совсем. Отапливались корпуса за счёт котельной. Сейчас в её здании располагается спортивный клуб.
Городок Текстильщиков был в списке выявленных объектов культурного наследия с 2001 года, и уже тогда жителей предупреждали о запрете всякого рода самоуправства по отношению к историческим зданиям.
Следует учесть, что при изменении технического паспорта необходимо подобные работы согласовывать, говорит госэксперт по проведению историко-культурных экспертиз Владимир Трушковский.
— Это комиссия МВК на уровне района, здесь еще добавляется согласования с комитетом по охране памятников. Косметический ремонт может и так выполняться. А вот расположение зданий, фасады — это, безусловно, реставрация. Вот и все ограничения, которые могут быть для граждан, — рассказал эксперт.
Сейчас архитектурный ансамбль занесен в реестр памятников регионального значения. Новый статус привел и к новым правилам, но скорее юридическим. Для петербуржцев, говорят, специалисты, запреты остались прежними.
Между тем появление статуса реестрового памятника у объекта — это важный шаг вперёд, утверждает зампредседателя отделения ВООПИК Петербурга Александр Кононов.
— Появляется полноценный предмет охраны. В соответствии с этим предметом охраны все работы, все проектирования, если какое-то приспособление к современному использованию, будут проходить под должным контролем, — отмечает он.
В стиле ленинградского авангарда в Выборгском районе было построено ещё два жилых массива — Бабуринский и Батенинский. Последний, кстати, в августе тоже признали региональным памятником архитектуры.